В этом году фестиваль проходил в шестой раз, и афиши с московскими гостями смотрелись на старых улицах как родные. Камерная музыка в городе с историей легко становится частью культурного ландшафта, и в неофициальной столице просекко это очень заметно. Но и без актуальной темы не обошлось: предваряя концерты, устроители показали клип открытия Чемпионата мира по футболу, где маэстро удержал дирижерскую палочку одновременно с мячом, и итальянские меломаны устроили овацию.
Отцы города и производители нежного вина просекко прекрасно понимают, что искусство - это не про доход, а про имидж, так что мэрия доложила, что Юрий Башмет теперь почетный гражданин города Конельяно и первое удостоенное такой чести частное лицо.
Маэстро, впрочем, остался собой, сознавшись, что мастером футбола он стал благодаря цифровым эффектам, но его почтение к итальянскому искусству, понимание особых связей России с Италией и верность своему томному итальянскому альту - настоящие. Башмет мягко напомнил, что итальянцы не только ценят свое великое культурное прошлое, но и открыты новому, что и отразилось в программе VI Международного фестиваля "Дорогами просекко".
Афиша вобрала две мировые премьеры. На открытии "Солисты Москвы" облагородили Концерт для флейты с оркестром Ришара Гальяно вместе с итальянским флейтистом Массимо Мерчелли. Он звучал как Нино Рота для интеллектуалов. На open air в соседнем городке Витторио-Венето, известном своим конкурсом молодых скрипачей, оркестр вместе с играющим маэстро Башметом сошлись с лауреатами этого конкурса разных лет ради премьеры российского композитора Кузьмы Бодрова, написанной специально для фестиваля. Пять скрипок соло шли за фантазией автора на тему 24-го каприса Паганини, слишком затертого для исполнения "как было написано", но вполне свежего в духе постмодернизма с человеческим лицом.
Привычке представлять молодые таланты Юрий Башмет не изменил и сейчас, и с его легкой руки невероятно виртуозная домристка Екатерина Мочалова лихо сместила опусы Паганини и Баццини в сторону русского фолка, а совсем юная скрипачка из Барнаула Валерия Абрамова поразила взрослым подходом к делу и уверенностью Рондо-каприччиозо Сен-Санса. По традиции на одном из концертов вместе с российскими музыкантами пел местный любительский хор, чей профессионализм в сакральной музыке (месса Гайдна) просто безупречен.
В другой вечер Юрий Башмет впервые свел вместе два камерных оркестра - "Солистов Москвы" и "Солистов Венеции", и этот рискованный шаг доставил удовольствие не только меломанам, но и ценителям хорошей режиссуры. Надо было видеть, как артисты переворачивают друг другу страницы на пультах, косятся на соседние грифы и со всей гаммой чувств аплодируют друг другу смычками, провоцируя мысль, что люди одной профессии гораздо ближе друг другу, чем люди одного гражданства.
Кстати о гражданстве: VI фестиваль "Дорогами просекко" стал частью федеральной программы "Русские сезоны", знакомящей мир с самыми важными культурными событиями современной России. Тут Юрий Башмет отозвался сполна, кроме перечисленных современных опусов включив в программу редко исполняемую симфонию Георгия Свиридова и адажио "Ностальгия" для альта с оркестром Энри Лолашвили, ставших для итальянцев открытием. Хотя главные авторы на концертах в церкви, театре и монастыре остались прежними - Вивальди, Моцарт, Малер и наше все Петр Ильич. Его Серенада для струнного оркестра, взлетевшая под средневековые церковные своды, была прекрасна.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
Международный музыкальный фестиваль в Конельяно