Казахское кочевье на отрогах Ала-Тау начала XX века. Бедняк Бахтыгул честно служит своему господину, волостному управителю Жарасбаю. Но смелый джигит оказывается пешкой в чужой и коварной игре. В результате интриг и предательства суд биев обрекает Бахтыгула на каторгу в Сибири, но он, избавившись от конвоя, бежит в неприступные горы, чтобы после долгих мытарств отомстить обидчику Жарасбаю на перевале Караш.
Помог случай
Снять картину по произведениям знаменитого советского казахского писателя и драматурга Мухтара Ауэзова молодой режиссер, выпускник ВГИКа Болотбек Шамшиев задумал давно. Однако воплотить в жизнь мечту оказалось труднее, чем представлялось.
- До работы над "Выстрелом на перевале Караш" я снял короткометражный фильм "Манасчи", который был показан на одном из престижных кинофестивалей в Западной Германии и получил там первый приз, - вспоминает народный артист СССР, режиссер Болотбек Шамшиев. - Теперь мне предстояло замахнуться на произведение Ауэзова, и желание сделать эту картину было огромным, ведь он мой любимый автор. Но кто бы меня слушал тогда? Ведь мне было всего 26 лет.
Помог случай. В мае 1967 года в Киргизию приехал знаменитый литературный и театральный критик Евгений Сурков. Болот Шамшиев был знаком с ним еще со студенческих времен, когда учился во ВГИКе. Встретились как добрые друзья. Сурков поинтересовался у молодого режиссера, над чем тот работает. Шамшиев скромно опустил глаза и тихо ответил, что фильмы пока не снимает и вообще с работой по специальности у него туго.
Возмущенный Сурков приехал на студию "Киргизфильм" и высказал претензии руководству: почему, дескать, не дают расти молодым талантам? Чуть позже мэтр спросил Шамшиева, какое кино тот хотел бы снять. Молодой человек признался, что хочет работать над произведениями Мухтара Ауэзова. Тогда Сурков попросил написать сценарий и пообещал помочь в продвижении.
Работа была сделана в самый короткий срок, и Болотбек Шамшиев отправился в Москву, чтобы представить труд на утверждение в Госкино СССР. К сожалению, к тому моменту Евгений Сурков скончался от тяжелой болезни, а рассчитывать на поддерж-ку кого-нибудь другого молодой режиссер не мог. Тем не менее сценарий одобрили, однако снимать по нему не разрешили. Причиной запрета, как ни странно, стал фильм Андрея Кончаловского "Первый учитель", который в Киргизии и Казахстане вызвал множество негативных откликов. В Госкино так и сказали: а вдруг и Шамшиев тоже снимет что-нибудь не то? Словом, за сценарий поблагодарили и отправили попытать счастья в Алма-Ате - на студию "Казахфильм".
Увы, в Казахстане молодого человека не восприняли всерьез. Более того, даже возмутились оттого, что он посмел задуматься об экранизации творчества Мухтара Ауэзова. Потом добавили, что есть более опытный режиссер, который и будет снимать картину. Но на это уже не соглашался Шамшиев, и он снова отправился в Москву. Почти месячное хождение по кабинетам различных инстанций принесло результаты, на студии "Киргизфильм" были разрешены съемки, но с условием, что художественным руководителем картины будет казахский режиссер Шакен Айманов.
Пробы, тренер, два хвоста
По замыслу Айманова, Бахтыгула должен был сыграть человек спортивного телосложения, но Шамшиев видел картину иначе. Он хотел пригласить на роль бедняка известного киргизского актера Болотбека Бейшеналиева, который атлетом не был, но уже снялся в главной роли в фильме "Первый учитель".
- Честно скажу, внешность у моего тезки не совсем геройская, - вспоминает Шамшиев. - Я привел его к тренеру по борьбе и попросил сделать из него богатыря. Тот сказал, что на это потребуется год или полтора, но никак не три месяца, как мне хотелось. У меня руки опустилось. И вот идем мы с Бейшеналиевым хмурым октябрьским днем, разговор не особо клеится, каждый думает о своем, и вдруг к Болоту подбегает высокий и крепкий парень, здоровается и обнимает его. Это был Суйменкул Чокморов, на тот момент простой преподаватель в художественном училище. Это потом для него писали сценарии и снимали в фильмах Никита Михалков и Акира Куросава. Я спросил, не хотел бы он сняться в кино. Он согласился.
На следующий день съемочная группа отправилась в конноспортивную школу для проведения первых кинопроб. Для Чокморова долго подбирали коня. Наконец скакун под стать главному герою нашелся, вот только у жеребца практически не было хвоста. Кто-то основательно поработал над ним ножницами.
Два дня гримеры, операторы, актеры, режиссер и его помощники думали, как выйти из затруднительного положения. Бутафорский хвост нашли, но как прикрепить его к крупу, никто понятия не имел. Выход из ситуации подсказал один аксакал, который жил неподалеку от места съемок: реквизит можно вплести в настоящий. Проблема была решена, однако рассеянный реквизитор умудрялся несколько раз забыть необходимый атрибут в студии. А во время репетиции сцены, в которой главный герой переплывает верхом горную реку, хвост отвалился и уплыл. После этого случая Шамшиев заказал скакуну два хвоста. Один для съемок, а другой - на всякий случай. Так и возил один из них с собой до конца съемок.
Партия за кадром
Несмотря на трудности, фильм был закончен в рекордно короткие сроки. Картину отсняли меньше чем за год. Теперь молодому режиссеру нужно было представить работу на суд комиссии Госкино.
"Выстрел на перевале Караш" получил 31 замечание, но, тем не менее, комиссия фильм одобрила. А вот у цензоров после просмотра волосы встали дыбом. Автора вызвали на ковер и несколько часов объясняли, что в фильме есть множество чуждых советскому строю сцен.
Например, цензорам показался возмутительным эпизод, показывающий, как в дореволюционное время в селах на Тянь-Шане проходили выборы волостных начальников. Каждое село формировало свою партию, а ее члены выдвигали своего кандидата на должность. В фильме один из героев в гневе посылает все эти партии куда подальше. Из-за этой фразы Шамшиева чуть было не обвинили в национализме. Пришлось при озвучке картины слово "партия" убрать.
Слава к фильму и его режиссеру пришла, когда картина вышла в прокат. Только за первый год с нее было сделано 1600 копий, ее перевели на несколько языков, а на фестивале в Каннах в 1969 году лента произвела фурор. Сюжет, проникновенная игра актеров, народные обычаи, места съемок произвели на западных зрителей и актеров огромное впечатление.
Через год после премьеры на VIII смотре-соревновании кинематографистов Средней Азии и Казахстана фильм "Выстрел на перевале Караш" удостоился приза "Горный орел". Суйменкул Чокморов за лучшее исполнение мужской роли получил диплом первой степени. Впоследствии он стал известным киноактером, с которым стремились работать мэтры кинематографа.
В 1970 году кинолента "Выстрел на перевале Караш" завоевала вторую премию всесоюзного кинофестиваля в Минске.