Споткнулись на полномочиях
Финансировать работу НКО государственным структурам позволил федеральный закон об основах социального обслуживания граждан в РФ, который вступил в силу в 2015 году. В реестр поставщиков соцуслуг, узаконенный этим нормативным актом, могут вступать все юридические лица, в том числе некоммерческие организации. Они вправе оказывать гражданам стационарные, полустационарные и надомные социальные услуги из фиксированного перечня, получая компенсации из бюджета.
С 1 января 2017 года появилась еще одна форма взаимодействия государственных структур и НКО. Поправки в ФЗ о некоммерческих организациях узаконили статус исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ). В теории предполагалось, что доступ в реестр ИОПУ будет открыт большему числу некоммерческих объединений, нежели в реестр поставщиков соцуслуг. Ведь сам список общественно полезных услуг оказался куда более широким - это и помощь бездомным, и социальная адаптация бывших заключенных, и мероприятия, связанные с трудовой занятостью.
- Однако на практике некоммерческие организации, которые попали в реестры ИОПУ, в регионах СЗФО можно пересчитать по пальцам, - делится информацией председатель Ассоциации СО НКО Вологодской области, член общественной палаты региона Анна Хрястунова. - Дело в том, что регионы не получили четкие рекомендации по формированию таких реестров от федерального минюста. Согласно правилам, утвержденным правительством РФ, заключения о соответствии качества общественно полезных услуг НКО установленным федеральным критериям должны подписываться на уровне вице-губернаторов субъектов РФ. Но как распределить полномочия между вице-губернаторами и департаментами по культуре, соцзащите, спорту, образованию, здравоохранению, кто и каким образом должен вести реестры, до сих пор не ясно. Представители некоторых регионов сами запрашивают у федерального центра эту информацию. Но, на мой взгляд, необходимо как можно скорее принять на федеральном уровне единый административный регламент, регулирующий полномочия государ-ственных органов в сфере деятельности СО НКО. В том числе по выдаче заключения о соответствии качества услуг, оказываемых организацией, установленным критериям.
Тариф минимальный
НКО, все-таки вышедшие на рынок, столкнулись с другими сложностями. Тарифы, по которым оказываются услуги, определяют региональные власти. И в некоторых областях работу государственных и муниципальных учреждений оценили в несколько раз дороже работы НКО, реализующих те же мероприятия. Так, в прошлом году власти одного из субъектов РФ за доставку нескольких килограммов продуктов готовы были платить некоммерческой организации 8,6 рубля. Для государственных учреждений норматив составил 23 рубля.
- Но даже если тарифы идентичны, НКО находятся в менее выгодном положении, чем государственные структуры, - комментирует ситуацию соучредитель и директор-волонтер калининградского благотворительного центра "Верю в чудо" София Лагутинская. - Ведь государственные и муниципальные учреждения могут пользоваться имеющейся обширной инфраструктурной базой, участвовать в государственных программах.
"Верю в чудо" тоже вошло в реестр поставщиков соцуслуг. Центр несколько лет на благотворительной основе работает на узком "рынке", на котором государ-ственные организации в Калининградской области попросту не представлены. Это оказание паллиативной помощи и психолого-социальная реабилитация семей с детьми, пережившими онкологические и другие жизнеугрожающие заболевания.
- Тарифы, которые разработали для нас региональные власти, всех расходов не покрывают, - продолжает София Лагутинская. - С одной стороны, это лучше, чем ничего. Остальные расходы центр продолжит покрывать за счет благотворительных пожертвований. Кроме того, это только начало пути. Есть надежда, что через какое-то время тарифы для нас станут экономически обоснованными. С другой стороны, в регионе работает немало некоммерческих объединений, которые, к примеру, создавались в рамках какого-то гранта, и теперь готовы заменить государственные и муниципальные учреждения на рынке тех же надомных социальных услуг. Этим НКО, чтобы оказывать гражданам качественные услуги, уже сейчас требуются экономически обоснованные тарифы.
Сертифицированный помощник
Новый законопроект министерства финансов РФ призван убрать барьеры, препятствующие выходу НКО на рынок социальных услуг. С одной стороны, речь идет о разработке единой для всех регионов методики формирования тарифов. С другой стороны - о создании принципиально новых механизмов участия НКО в процессе оказания соцуслуг.
Гражданам, среди прочего, предлагается выдавать сертификаты, где будут прописаны полагающиеся им услуги. Чтобы "отоварить" сертификат, получатель вправе обратиться к любому уполномоченному исполнителю. В том числе - к некоммерческой организации, которая сможет возместить свои затраты из бюджета.
Систему сертификатов уже сейчас используют власти в некоторых регионах РФ. Так, Вологодская область стала одной из пилотных площадок по персонифицированному финансированию образовательных услуг.
В прошлом году эксперимент прошел в 21 муниципальном районе Вологодчины. Родители получили сертификаты, с помощью которых они могли бесплатно выбрать программы дополнительного образования для своих детей. Образовательные услуги оказывали 45 организаций, при этом власти активно использовали ресурсы социально ориентированных НКО. Новая система охватила около 15 тысяч детей. Более 700 из них бесплатно обучались в негосударственных организациях.
- Систему сертификатов можно было бы распространить на все сферы социальных и общественно полезных услуг, - рассуждает Анна Хрястунова. - Если получатели смогут выбирать между несколькими поставщиками, государственными и негосударственными, это позитивно скажется на качестве проводимых мероприятий.
Законопроект федерального минфина распространяется на несколько сфер услуг: образование, здравоохранение, соцзащита и занятость населения, физкультура и спорт, туризм. Однако сферу культуры разработчики из этого списка исключили.
- Мы очень внимательно следим за законопроектом в Общественной палате РФ, но у нас пока не было его нулевого чтения, - отмечает председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО Елена Тополева-Солдунова. - Но предлагаю уже сейчас вместе подумать над вопросом исчезновения культуры из перечня сфер услуг.
София Лагутинская добавляет: в обсуждении должны участвовать не только НКО и представители органов власти, но и получатели услуг. Кроме того, законодателям следует задуматься о повышении квалификации сотрудников некоммерческих объединений.
Артем Голубев, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС:
- Выгода государства от передачи части социальных функций НКО заключается прежде всего в экономии бюджетных средств. Бюджету не придется тратить деньги на оплату труда госслужащих, которые сейчас оказывают эти услуги, аренду и содержание помещений госучреждений (текущий ремонт, обновление мебели и оргтехники и так далее). Высвободившееся имущество можно было бы реализовать или передать в аренду, что увеличило бы доходы государства на разных уровнях.
Потенциально любые услуги, которые до сих пор предоставляют исключительно государственные организации, могут быть переданы НКО. Большинство развитых стран давно пошли по такому пути. Главный вопрос заключается в том, готовы ли в РФ органы власти на местах делиться своей долей на рынке услуг?
Поэтому важно создать правовые механизмы, которые не позволят бюджетным поставщикам услуг ущемлять интересы своих "конкурентов" из числа НКО. Кроме того, при существующих нормативах времени предоставления госуслуг стоит позволить НКО брать повышенную плату за оперативность и оказывать дополнительные услуги на коммерческой основе для покрытия затрат. Система сертификатов также выглядит интересной с точки зрения формирования конкурентного рынка.