Сэм раздраженно уходит в дальнюю комнату, по дороге случайно получает по носу, садится в угол, приунывает и погружается в дрему. А как просыпается, уж утро красит нежным светом... и тишина. Меланхолично недоумевая, Сэм выколупывается из своего угла и обнаруживает, что что-то определенно пошло не так: стены изгвазданы кровью, и антураж наводит на мысли о массовой бойне.
Вскоре ж предстает и разгадка: ну конечно - зомби! Пока спал - эпидемия! Как и почему - забегая вперед - нам не удосужатся сообщить. Что вообще характерно для доброй половины субжанровых картин, режиссеры которых плюют на такие мелочи. Ибо считают самоходных мертвецов не целью, а средством, задником, гарниром, опушкой, фоном, на котором призвано разыгрывать разного рода глубоководные человеческие драмы и на четыре сольдо поп-философствовать.
И арсенал тем и бесценных "идей" здесь не сказать, что богат: это либо постулирование того, что страшны не столько ожившие трупы, сколько все еще живые люди (далеко забредать нет надобности - см. давно изжевавший сам себя сериал "Ходячие мертвецы"), либо вторая линия - снулое, пустотное живописание одиночества, изоляции, отчужденности, разного рода внутренних эмиграций.
"Париж. Город Zомби" вяло шагает по теме номер два. И, совершенно не стесняясь, то и дело оглядывается на неоднократно (4 раза) экранизированный роман Ричарда Мэтисона 1954 года "Я - легенда".
Раскусив ситуацию, Сэм трусливо производит несиловую зачистку помещений. Квартиру, в которой топчется семья кадавров, он просто запирает, как и общий вход в дом. И приступает к выживанию. Что заключается в мародерстве по буфетам покойных и скрупулезном подсчете съестных припасов, беге трусцой по коридорам - для моциона, сборе дождевых вод, прослушивании тех самых кассет (спасших ему жизнь, кстати), ожесточенной игре на барабанах (Сэм - музыкант), сидении букой (см. "Пианиста" Полански).
Со временем все упирается в проблему, ради которой авторы фильма его и городили: то самое червивое одиночество. Аллегоричность в его демонстрации в какой-то момент приобретает форму гротеска: наш барабанщик видит на улице кота, пытается приманить его к себе компаньоном, но кот… предпочитает общество зомби.
Человек - стадное животное (с абсурдной усиленностью напоминают авторы), ему плохо одному, ему нужны себе подобные. В противном случае - галлюцинации, бред, сумасшествие и поползновения на суицид (см. "Изгоя" Земекиса).
Особенно если тебе не повезло воспитать в себе интроверта. Кому происходящее под балконами только в радость, сплошное мизантропское удовольствие.
Любой даже средней руки поклонник хорроров скажет: по части фильмов ужасов французские товарищи вполне красочно преуспевают. Особенно с момента, как пошла т.н. "новая волна", ознаменовавшаяся чередой удивительно сочных, смачных, нахрапистых, жирных и брутальных картин, через одну - сплэттеров, возведенных в культ: "Мученицы", "Кровавая жатва", "Месть нерожденному", "Граница"… Один нюанс: с зомби-мувиз у этих ребят по-прежнему не особо дело ладится.
Грехом против истины было бы назвать"Париж. Город Zомби" (в оригинале - The Night Eats the World) кино плохим и пропащим. Отчего же? Лье как актер достойно держится (чего не сказать про его персонажа), а пара-тройка ударных моментов - в наличии. И в сухом остатке - более-менее приличный постмодернисткий зомби-фильм от режиссера-дебютанта. С упором на оценку "более-менее".
3