"Бремя": зомби-муви о вселенской любви с Мартином Фрименом

Австралийский кинематограф - явление достаточно занятное и, несмотря на очевидное перекрестное культурное опыление с остальным англоязычным миром, продолжающее сохранять свои отличительные черты: оригинальность в повествовании, подкупающую искренность и обстоятельность, а также трогательную наивность. Последнее, конечно, можно принять и за общую незрелость и расценить как явный недостаток, но в случае с "Бременем" дело обстоит несколько иначе. Режиссеров Бена Хоулинга и Иоланду Рамке невозможно укорить в непрофессионализме, картина снята смело и с чувством, и есть в этом что-то очаровательно-подростковое. Хотя "трогательность" и "очаровательность", наверное, последнее, что может прийти в голову человеку, решившемуся посмотреть фильм о зомби.

Следует отметить, что "Бремя" с Мартином Фрименом в главной роли стало второй работой режиссерской команды на выбранную тему - ранее, в 2013-м, ими была выпущена короткометражка с похожим сюжетом, завоевавшая несколько кинопремий и собравшая в Сети без малого 15 миллионов просмотров. И, с одной стороны, в полнометражной картине создателям удалось развернуть повествование, а с другой - они стали заложниками первоначальной идеи и не нашли достаточно убедительных средств, чтобы насытить происходящее, удерживая внимание зрителя все полтора часа и сохраняя тот градус напряженности, который задают драматичнейшие события, разворачивающиеся на экране.

Сюжетная фабула, собственно, нехитра: Австралия поражена неизвестным вирусом, превращающим людей в зомби через сорок восемь часов после укуса зараженным существом. Население малообитаемых территорий разобщено, и спасение утопающих становится делом их собственных рук. Единственное указание на осведомленность властей о ситуации - разбросанные повсюду аптечки первой помощи, содержащие сведения о симптомах заражения, наручные часы, пластиковый кляп и прибор, смахивающий на складное шило - его, видимо, самые ответственные граждане должны использовать как орудие самоубийства. В безлюдной излучине реки появляется утлое суденышко, чьи пассажиры - Энди (Мартин Фримен), его супруга Кэй (Сьюзен Портер) и годовалая дочь Рози, отчаянно пытаются понять, что им делать в сложившейся ситуации. Волею судеб или, скорее, в результате нездорового любопытства, к которому примешалась жадность, Кей оказывается укушенной зомби, а за секунды перед собственной смертью, потеряв контроль над собой, ранит зубами своего мужа, обрекая на смерть не только его самого, но и беззащитную дочь, которая слишком мала, чтобы о себе позаботиться. Все остальное в этой истории - попытка отца в оставшиеся двое суток найти надежных людей, чьим заботам можно было бы препоручить единственное, что у него осталось - маленькую Рози.

Мартин Фримен играет убедительно и основательно - именно за это умение вживаться в разные подтипы "маленьких людей", добропорядочных англичан всех прослоек среднего класса, актер и снискал популярность. И хотя его роли в "Фарго", "Стартапе", четвертом сезоне "Шерлока" и в грядущих "Историях призраков" громогласно вопиют о желании радикально сменить амплуа, в "Бремени", где герою надо быть не таким мягким, как Тим Кентербери из "Офиса", или простодушным, как толкиеновский хоббит, роль посередине - обычного человека, попавшего в чрезвычайную ситуацию и вынужденного серьезно измениться, не переродившись в свою противоположность, актеру, как кажется, пока не очень удается. Периодически возникает, например, ощущение, что его герой отправился в увлекательное сельское путешествие, благожелательно осматриваясь по сторонам, а не бежит наперегонки со временем, судорожно пытаясь принять последнее правильное решение в своей жизни.

Мы наблюдаем за его бессистемными поисками, видим, как он то обретает, то теряет внутреннее человеческое обличье, каждый раз (очень по-британски) стеснительно ужасаясь своему сиюминутному выбору, так как каждая приспособленческая хищническая увертка становится не только напоминанием, но и репетицией того, что с ним произойдет в скором времени. Не может не радовать тот факт, что сюжетная линия с зомби является только предлагаемыми обстоятельствами, но не оттягивает ни экранное время, ни эмоции зрителя на излишне натуралистичное (и бессмысленное) созерцание малоприятных подробностей существования полуживых существ. Важно также и то, что в этом фильме зомби представлены не как ожившие мертвецы, но как люди, необратимо пораженные болезнью, забирающей у них душу. И одно это делает повествование куда более метафоричным.

Когда речь заходит о таких высоких материях, как душа, оказывается, что практически ни один из героев европейской внешности не обладает ей. Словно бы и до эпидемии эта самая важная настройка их личности уже была частично стерта - вопрос лишь в том,  произошло ли это при активном попустительстве со стороны человека или невольно. Единственными носителями тайного знания о невидимой взаимосвязи всего и вся и искренней печали о происходящем предстают аборигены, исконное население Австралии, долгое время подвергавшееся беспощадному уничтожению, чьи немногочисленные представители в настоящее время все больше растворяются в окружающей их западной цивилизации. Строптивая Туми, которую встречает Энди, раскрывает ему сложность человеческих отношений и, возможно, заставляя его думать и переживать, облегчает переход из одного состояние в другое.

Вспоминаются слова Фримена о том, что "Бремя" не является фильмом о зомби, они в нем просто фигурируют. Картина эта о любви, высокой и безусловной, которая в последнее время не так часто изображается на экранах. Ведь нет практически ничего, что человек не сделает для своих детей, даже если речь пойдет о принесении в жертву собственной жизни. Но речь, опять же, идет о людях по сути, а не по названию. А что до политической тематики и доброй ложки политкорректности в сюжете - да, она четко прослеживается, однако не выглядит совсем уж приторно, так как ее роль тут никак не главная. И если про какой-либо фильм о зомби с печальным финалом и можно сказать, что он жизнеутверждающ и осмысленен, то это как раз работа двух не очень известных австралийских режиссеров и таких разных актеров.

3.5