В марте прошлого года администрация президента и армия Южной Кореи готовилась объявить в стране военное положение и вывести на улицы крупнейших городов страны танки, спецназ и десантников, чтобы не допустить попыток повтора смещения президента Южной Кореи Пак Кын Хе. Для подавления военных демонстраций планировалось применение воинских подразделений.
Документ с соответствующими планами, где подробно описано, какие части, как, когда и где будут задействованы, был подготовлен военной разведкой и передан в администрацию президента. Это скандальное разоблачение сделал сегодня Центр по правам человека в Вооруженных силах Кореи. Власти страны пообещали провести тщательное расследование. В случае подтверждения фактов замешанные лица могут быть признаны виновными в подготовке переворота, измене и приговорены к смертной казни.
Напомним, что во второй половины 2016 г. в Южной Корее разразился грандиозный скандал, связанный со вмешательством подруги президента страны в госуправление, а также злоупотреблениями властью и коррупцией в высших эшелонах власти. Несмотря на извинения и попытки правительства замять скандал в стране стали каждые выходные проходить мирные акции протеста, в которых приняли участие миллионы людей. В результате в декабре 2016 г. парламент Кореи объявил президенту Пак Кын Хе импичмент, а в марте 2017 г. Конституционный суд утвердил этот вердикт, окончательно отстранив Пак от власти. Победу на внеочередных выборах одержал нынешний лидер Кореи Мун Чжэ Ин. Сама же Пак и ее подруга Чхве Сун Силь были арестованы и в итоге приговорены к тюремным срокам длительностью 20 и более лет.
Когда на фоне бушевавших в Корее в 2016-2017 гг. массовых выступлений поползли слухи о том, что армия готовится вывести войска на улицы и подавить демонстрации силой, в это не верилось. Хотя именно путем военных переворотов в свое время захватили власть президенты Пак Чжон Хи и Чон Ду Хван, не верилось, что повторение возможно в стране, которая уже прошла этап демократизации. Однако, как выясняется, в армии и правительстве были те, кто был готов "вспомнить прошлое".
Центр по правам человека в Вооруженных силах Кореи, собщивший об этом, ссылается на выявленный в ходе проверки в военной разведке документ под названием "План реализации военного положения и объединенных функций". Согласно ему, в случае отклонения Конституционным судом РК импичмента президенту Пак Кын Хе планировалось сначала ввести в стране комендантский час, а затем, в случае ухудшения ситуации и нарастания акций протеста, и военное положение.
В документе подробно расписано, какие именно подразделений куда и когда должны быть направлены. По номерам названы и конкретные части. Так, должны были быть задействованы подразделения 8, 11, 20, 26 и 30 моторизованных дивизий, столичной мотопехотной дивизии, 2 и 5 бронетанковых полков, 1, 3, 7, 9, 11 и 13 воздушно-десантных полков.
Особое внимание собирались уделить столице. Например, к парламенту должны были быть направлены 40 танков, 100 бронетранспортеров (БТР) и около 900 солдат. Всего же на Сеул собирались бросить в общей сложности 200 танков, 500 БТР, 4800 пехотинцев и 1400 бойцов спецназа.
Они должны были взять под свою охрану и контроль администрацию президента, министерство обороны, парламент, мэрию Сеула, Конституционный суд и площадь Кванхвамун, которая была центром демонстраций протеста.
Считающее самым лучшим отрядом спецназа подразделение №707, на которое в обычное время возлагаются задачи по борьбе с терроризмом и выполнению особо сложных задач в том числе за рубежом, планировалось задействовать, если возникнет необходимость силой внезапно захватить какие-либо объекты.
Примерно по схожей схеме собирались действовать и в других городах, куда тоже выдвигались военные части. Интересно, что в целом собирались задействовать части вне мест их дислокации. Так, для контроля над городами южной части страны собирались бросить дивизии и полки из северной части Кореи и окрестностей Сеула. Например, 26-ю моторизованную дивизию, которая находится в окрестностях Сеула Янчжу, собирались направить в провинцию Северная Чолла, 11-й полк ВДВ - в провинцию Южная Чолла, 7-й полк ВДВ и столичную моторизованную дивизию - на юго-восток, в провинции Южная и Северная Кенсан, 3-й полк ВДВ - в провинцию Канвон и т.д. К столице же подтягивали некоторые части с южных направлений, а также те силы, что были в городах-спутниках мегаполиса.
Как отметили в ЦПЧВСК, указание по подготовке этого плана отдал Начальник Управления безопасности администрации президента РК Ким Гван Чжин, который сам в прошлом был военным и широко известени своим консервативными взглядами. Непосредственно подготовкой плана занялась военная разведка, документ подписан генерал-майором Со Ган Воном, который тогда был 1-м заместителем директора Командования военной безопасности (это структура совмещает функции военной разведки и контрразведки - прим. "РГ").
В документе выявлены ряд особенностей, которые позволяют говорить о том, что составители понимали, что идею с военным положением могут поддержать далеко не все в Вооруженных силах РК. Своего рода центром заговорщиков стали Сухопутные силы. Задействовать планировали мотопехотные, бронетанковые, воздушно-десантные подразделения, а также части спецназа, которые входили исключительно в структуру Сухопутных войск. При этом собирались исключить из всех действий части ВМС, ВВС, Генеральный штаб и Объединенное командование войсками США и РК. Контроль введения военного положения тоже должен был осуществляться командующим Сухопутными войсками, хотя по закону это должен делать начальник Генштаба ВС РК.
В ЦПЧВСК также отметили, что в целом планировалось с учетом военного положения взять под контроль исполнительные и судебные органы власти, во главе которых бы встали "офицеры с правильным мировоззрением", в первую очередь выпускники 42-44-го наборов Академии Сухопутных войск Кореи. Были названы по именам и вероятные главные руководители среди военных. Это уже упомянутый начальник Управления безопасности администрации президента РК Ким Гван Чжин, министр обороны Хан Мин Гу, директор военной разведки Чо Хён Чхон и начальник штаба Сухопутных войск Чан Чжун Гю. При этом было подчеркнуто, что высока вероятность, что Пак Кын Хе могла знать об этих планах.
Эти разоблачения спровоцировали новый политический скандал. В министерстве обороны заявили, что проведут проверку сделанных заявлений. Глава правящей партии подчеркнула, что все это напоминает "события 12 декабря 1979 года", когда власть в результате переворота взял генерал Чон Ду Хван, который стал затем президентом Кореи.
Эксперты указывают, что план введения военного положения составлен таким образом, что действительно является планом госпереворота. Об этом говорит исключение из плана ряд военачальников, которые, если осуществлять эти действия по закону, должны быть задействованы. Также налицо использование только Сухопутных войск и входящего в его состав спецназа. При этом офицеры именно СВ считаются самыми консервативными военными по сравнению с офицерами ВВС и ВМС. Обратило также внимание и оттягивание сил с потенциально самого опасного направления - границы с Северной Кореей - и переправки частей в крупные города.
Представители Центра по правам человека в Вооруженных сил Кореи заявили, что они обратятся в прокуратуру с требованием наказать виновных. Юристы же отмечают, что если все это подтвердится, то могут быть предъявлены обвинения в подготовке госпереворота и измене, где наиболее вероятным наказанием является смертная казнь. Не исключено, что все это затронет и экс-президента Пак Кын Хе, которая уже приговорена к 24 годам тюремного заключения и огромному штрафу.