09.07.2018 09:45
Digital

Xiaomi окончательно превратилась в публичную компанию

Текст:  Владимир Болотин
Компания Xiaomi перестала быть стартапом, превратившись в публичную компанию. Акции китайского конгломерата начали торговаться на Гонконгской бирже - это одно из крупнейших IPO технологических компаний за последние четыре года.
Читать на сайте RG.RU

Первоначально китайцы планировали привлечь до 10 млрд долларов при первичном размещении акций, потом аппетиты были поумерены, а цифры скорректированный до 6 с небольшим млрд. В итоге во время pre-IPO, которое состоялось в начале июля, было собрано 4,6 млрд.

С 9 июля акции Xiaomi поступили в свободную продажу на бирже в Гонконге. Старт торгам дал основатель и генеральный директор компании Лэй Цзюнь - он символично ударил в гонг, установленный на бирже. Акции начали торговаться по цене 17 гонконгских долларов (2,17$), но в первые минуты потеряли 3%, впрочем, вскоре потери были отыграны назад.

Фантастические летающие такси станут реальностью уже через пять лет

Для выхода на биржу Xiaomi потребовалось 8 лет - именно столько времени прошло с того момента, когда 13 сотрудников маленькой фирмы занялись разработкой оболочки MIUI для андроид-смартфонов в 2010 году. В течение этих лет компания сомгла изменить подход китайских производителей электроники от простого копирования к собственной разроботке смартфонов. Сегодня бренд объединияет более 7 тысяч разнопрофильных компаний. 

Первый смартфон Xiaomi увидел свет в 2011 году - им стала модель Mi 1. Через два года модель Mi 2 преодолела отметку в 10 млн проданных штук - пользователи оценили доступность смартфона, его начинку и софт. К этому моменту MIUI стала одной из самых популярных оболочек для Android.

К 2014 году расширяется продуктовая линейка, появились новые смартфоны и телевизоры. Xiaomi успешно привлекает инвестиции и выходит на зарубежные рынки - в Сингапур и Индию. Кроме того, компания смогла выкупить домен mi.com, правда, стоимость его составила 3,6 млн долларов.

В последующие несколько лет Xiaomi продолжает разработку программного обеспечения и выпускать смартфоны. В то же время компания покупает перспективные стартапы и выпускает продукты IoT - устройства для "интернета вещей", умные гаджеты. На сегодняшний день в ассортименте китайского гиганта имеется практически все товары - от смартфонов и смарт-браслетов до одежды и посуды для кухни и предметов личной гигиены.

Один из флагманов Xiaomi - Mi Mix 2 - стал частью коллекций современного искусства благодаря своему дизайну. У бренда и компании миллионы фанатов во всем мире, а во флагманские магазины выстраивается очередь не короче, чем за новым iPhone. К тому же смартфоны Xiaomi собирают на тех же фабриках, что и смартфоны Apple.

В Россию пришел популярнейший китайский интернет-магазин

В 2016 году компания была близка к банкротству, убытки и спад продаж снизили стоимость Xiaomi на рекордные 80%, до 8 млрд долларов. Но уже в 2017 году ситуацию удалось кардинально изменить - по итогам только выручка выросла более чем на 67% (это произошло во многом благодаря вложениям и разработке новых интернет-сервисов). В то же время всего семь лет понадобилось, чтобы годовая выручка пробила отметку в 15 млрд долларов (для сравнения Apple потратила на это 20 лет, Alibaba - 17 лет, а Google - 9 лет). По итогам первого квартала 2018 года Xiaomi уверенно заняла место в пятерке самых популярных глобальных брендов в мире (впереди только Samsung, Apple и Huawei).

Глядя на цифры, IPO сложно назвать суперуспешным. Но в Xiaomi относятся к этому философски - это новый и важный шаг в истории компании, каким бы он не был. Ранние ожидания по стоимости компании находились на отметке в 100 млрд долларов, ближе к IPO они снизились до 75 млрд. Но финальная оценка оказалась еще ниже - капитализация Xiaomi составила порядка 54 млрд долларов.

В ближайшее время Xiaomi планирует сосредоточиться на исследованиях в области искусственного интеллекта, разработке устройств для "умного дома" (IoT) и развитии существующих линеек продуктов - в частности смартфонов, телевизоров и ноутбуков.

Кроме того, компания готовится упрочить свои позиции за пределами Китая - главными направлениями для экспансии станут Юго-Восточная Азия и Восточная Европа, также предполагается выход на рынок США. Кроме того, Россия является ещё одним из перспективных рынков для Xiaomi. 

Технологии Гаджеты