Утверждается, что на борту корабля находится золото и драгоценности на сумму более 130 миллиардов долларов. Ряд корейских экспертов и правительственные чиновники скептически отнеслись к этим заявлениям, указав, что на подобные работы не выданы официальные разрешения. Однако инициаторы всей акции обещают, что корабль с золотом будет поднят уже в декабре этого года, а совсем скоро будет проведена выставка, на которой будут показаны часть личных вещей экипажа в доказательство того, что корабль уже найден и на него получен доступ. Во вторник уже были продемонстрированы фотографии корабля, лежащего на дне.
Историческая справка
Речь здесь идет о реальной истории, которая произошла во время Российско-японской войны 1904-1905 гг. Броненосный крейсер "Дмитрий Донской" был построен в 1883 г. (водоизмещение 6200 тонн) и входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры российского флота, которая вышла из Петербурга на помощь осажденному японцами Порт-Артуру. Как известно, японцы смогли нанести внезапный удар и в ходе Цусимского сражения разгромили почти всю эскадру, что стало крупным поражением для Российской империи. Лишь нескольким кораблям России удалось избежать гибели. "Дмитрий Донской" расстрелял почти 80 процентов боезапаса, прикрывал своими бортами сначала броненосцы, а затем потерявший управление крейсер "Аврора". "Дмитрий Донской" попал в окружение и попытался прорваться. Сначала ему это удалось и он устремился в сторону Владивостока, но крейсер в целом был устаревшим и тихоходным. В итоге японцы вновь стали догонять "Дмитрий Донской" в районе острова Уллындо, который находится рядом с Корейским полуостровом и сейчас принадлежит Южной Корее.
Когда возникла опасность, что корабль попадет японцам, то капитан корабля Иван Лебедев подвел, насколько смог, корабль поближе к берегу, а затем принял решение открыть кингстоны и затопить "Дмитрий Донской". Согласно некоторым свидетельствам, на борту "Дмитрия Донского" находилась казна эскадры и прочие средства для ведения военных действий. Эти деньги на корабль перегрузили с других судов эскадры, которые затонули ранее. Все это ушло на дно вместе с "Дмитрием Донским". Экипажу, где были также и моряки с других погибших российских кораблей, в составе 774 человек было приказано спасаться на лодках и добираться до берегов острова Уллындо. Сам капитан корабля через несколько дней скончался от ран.
Корабль найден, поднимут при содействии иностранцев
Как заявили во вторник представители южнокорейской компании Shinil Group, занимающейся бизнесом в сфере морских перевозок и строительства, их поисковые команды нашли на дне моря в районе острова Уллындо затонувший российский крейсер "Дмитрий Донской". Согласно словам представителя компании, корабль находится на глубине 434 метра в 1300 метрах от бухты Чодон острова Уллындо. "Мы подтвердили, что корабль является именно крейсером "Дмитрий Донской", - подчеркнули в компании. Судно было обследовано с помощью двух управляемых батискафов. Корейцы предоставили и фотографии корпуса судна, на одной из которых отчетливо видна надпись "Донской". Отмечено, что корпус серьезно поврежден снарядами, но палуба в хорошем состоянии.
Президент Shinil Group Ю Чжи Бом пообещал 18-19 июля сделать специальное заявление по поводу находки, пообещав "удивить весь мир" в связи с сенсационными находками на борту "Дмитрия Донского". Скорее всего речь пойдет о сокровищах корабля.
Ранее в компании Shinil Group сказали, что 30 июля на острове Уллындо они проведут выставку вещей, которые были найдены и подняты с затонувшего корабля "Дмитрий Донской". Среди экспонатов будут личные вещи капитана Лебедева и некоторых матросов экипажа, а также 152-мм пушки, демонтированные с корабля. Одновременно состоится пресс-конференция для корейских и иностранных журналистов, в ходе которой будет рассказано о планах работы по подъему судна и уже достигнутых успехах. "Мы уже имеем на руках доказательства, которые со 100-процентной точностью подтверждают, что обнаруженное нами судно - это "Дмитрий Донской". Мы продемонстрируем всему миру доказательства и вещи с корабля, что без сомнения удивит всех. Принадлежность вещей кораблю можно будет подтвердить научными способами, чтобы не возникло никаких сомнений", -заявил корейским СМИ руководитель работ по подъему Чин Гё Чжун, который в прошлом служил в спецназе ВМС Кореи в поисково-спасательном подразделении.
Как стало известно, Shinil Group уже активно ведет работы по подготовке к подъему "Дмитрия Донского", но это не афишировалось. В мероприятии участвует корейская компания JDE Engineering, которая специализируется на подъеме судов. Кроме того, совместно с корейцами также работают канадские и английские специалисты из канадской компании Nuytco. 3 июля в бухту Садон острова Уллындо прибыли два автономных подводных аппарата Deep Woker 2000, принадлежащих компании Nuytco. Размеры этих устройств 2,4 на 1,75 м, они способны развивать скорость под водой до 3 узлов и погружаться на глубину до 600 м. Управление осуществляется одним оператором, находящимся непосредственно в аппарате. Ожидается, что канадцы и англичане будут помогать корейцам в течение месяца. Имеено эти аппараты и обследовали "Дмитрий Донской", сделав снимки.
С китайской помощью
В корейской компании заявили, что они планируют целиком поднять "Дмитрий Донской" с морского дня в сентябре-октябре этого года, а покажут публике в декабре. К подъему судна привлечена самая крупная государственная китайская компания в сфере подъема затонувших судов China Yantai Salvage. С ней уже заключено предварительное соглашение о подъеме и согласована сумма за услуги. Она составила 80 миллиардов вон (около 71 млн долларов). Было продемонстрировано и официальное письмо, которое было направлено в Shinil Group 6 июня 2018 г. и подписано президентом и двумя вице-президентами China Yantai Salvage. Как заявил президент Shinil Group Ю Чжи Бом, китайская компания уже получила официальное разрешение от правительства КНР на проведение работ по подъему судна.
"28 июля в Корею прилетают представители China Yantai Salvage, с которыми будет подписан окончательный договор. Затем мы совместно с китайцами, англичанами и канадцами обсудим всю ситуацию и проведем общую пресс-конференцию", - заявил глава Shinil Group. Кореец добавил, что от китайской стороны приедут пять человек, включая президента и его заместителя. "Эксперты China Salvage Group в течение года изучали различные исторические материалы и свидетельства, связанные с "Дмитрием Донским" и наличием на его борту большого запаса золота, изучали целесообразность и возможность подъема корабля. В итоге они приняли решение присоединиться к работам по подъему", - пояснил Ю Чжи Бом.
"Дмитрий Донской" - корабль несметных сокровищ?
А теперь о самом интересном - о "несметных сокровищах" затонувшего корабля. Как утверждают в корейской компании, на борту "Дмитрия Донского" находится очень большой запас золотых монет, золотых слитков и прочих драгоценностей, всего 5500 ящиков, где общий вес золота составляет около двухсот тонн. По оценкам экспертов Shinil Group, стоимость этих запасов в современных деньгах составляет 150 триллионов вон, что равно более 133 миллиардам долларов. То есть астрономическая сумма. За это корейские СМИ уже окрестили "Дмитрий Донской" "кораблем сокровищ".
Было также упомянуто, куда будет потрачена значительная часть вырученных денег. Судя по подходу, в Shinil Group готовы делиться со многими, чтобы никого не оставить в обиде. Так, 10 процентов от суммы или 15 триллионов вон (13,3 млрд долларов США) они пообещали так или иначе оставить на Уллындо. Половину этой суммы передадут в президентский Комитет по созданию новых рабочих мест, а также на помощь жителям как самого Уллындо, так и ближайшего к нему материкового города Пхохан, которые ранее пострадали от землетрясения. Остальные средства из этих 10 процентов общей суммы потратят на строительство на острове музея "Дмитрия Донского". Обещано также возвести на острове, где проживает относительно немного людей, современный кинокомплекс, а также вложить средства в развитие туристической инфраструктуры Уллындо, включая заход круизных лайнеров. В общем, остров обещают превратить в место, куда валом хлынут туристы, в том числе иностранные.
Россию обещали не забыть
Еще столько же - то есть 10 процентов от суммы "клада" или 13,3 млрд долларов США - Shinil Group намерена вложить в проекты, которые имеют отношение к межкорейскому сотрудничеству и России. В частности, в компании заявили, что эти деньги они вложат в проекты соединения железных и автомобильных дорог России, Северной и Южной Кореи, прокладку газопровода из РФ в Республику Корея через территорию КНДР, а также в иные аналогичные направления. Таким образом "Дмитрий Донской", как отметили в корейской компании, будет не только важным историческим памятником, но и символом межкорейского сотрудничества и примирения.
В целом корейская компания намерена приложить максимум усилий, чтобы заручиться расположением России. Ю Чжи Бом заявил, что они в ближайшее время направят в Санкт-Петербург своих представителей, чтобы договориться об организации в городе на Неве выставки вещей с "Дмитрия Донского". По словам Ю, российские специалисты оказывали и оказывают активную помощь и поддержку всему процессу, за что корейцы очень благодарны. При этом Ю выразил уверенность, что никаких споров и тяжб с российской стороной по поводу принадлежности "клада с корабля сокровищ" не будет.
Как отметили корейцы, россияне очень просили, чтобы была проведена панихида по погибшим морякам "Дмитрия Донского". "Россияне очень ждут, когда будет поднят корабль, и обещали во всем максимальное содействие", - отметили в компании, но не указав тех, с кем именно они сотрудничают с российской стороны.
Есть ли деньги?
Один из главных вопросов: действительно ли там находятся сокровища? В Shinil Group заверяют, что казна так и осталась на корабле, то есть сейчас лежит на дне моря возле корейского острова Уллындо. При этом они ссылаются на некоторые исторические документы и воспоминания российских моряков. Указано даже, что на борту судна находилось 5500 золотых слитков, а также монеты и прочие драгоценности. Деньги использовали на нужды эскадры при ее заходах в иностранные порты: закупку воды, продуктов, топлива, а также это был запас для ведения войны и на зарплату морякам.
Корейцы также отмечают, что японцы знали о деньгах корабля, думали, как до них добраться, но не смогли по техническим причинам - корабль лежит слишком глубоко. В подтверждение заинтересованности японцев компания даже продемонстрировала копию публикации в американской газете The New York Times от 28 ноября 1932 года, где рассказывается о сокровищах "Дмитрия Донского" и попытках Японии до них добраться.
Впрочем, хватает и сомневающихся. Многие эксперты указывают, что сначала надо добраться и увидеть золото, а потом уже его считать и делить. Очень часто бывало, что все слухи о "несметных сокровищах" на удаленных островах или затопленных кораблях не подтверждались. Впрочем, все сходятся во мнении, что "проверить все же надо", раз "Дмитрий Донской" действительно затонул.
Критика и сомнения
Несмотря на уверенный тон представителей Shinil Group многие эксперты и официальные лица подвергли действия компании серьезной критике.
Во-первых, налицо попытка компании собрать инвесторов для подъема корабля. В этих целях компания уже разместила в одной из крупных корейских газет соответствующую рекламу, обещая поделиться "кладом" в случае его обнаружения. Эксперты же говорят, что так делать нельзя, так как все может закончиться лишь слухами, а на судне не будет никаких сокровищ. Некоторые специалисты вообще заявили, что вся эта история является "фальшивкой" и "обманом", а все закончится крупным международным скандалом.
Во-вторых, как сообщили ряд местных СМИ, Shinil Group сейчас нарушает ряд местных законов и правил. Так, на работы по подъему затонувшего судна в министерстве морских дел необходимо как минимум за полгода получить официальное разрешение, а его у компании нет. Фирма имеет лишь разрешение на проведение исследовательских работ в районе возможного нахождения "Дмитрия Донского" с заявленной целью - "съемка документально-исторического фильма".
Кроме того, как отметили других специалисты, привлечение иностранных компаний и зарубежного оборудования для подобных работ требует одобрения МИД Кореи, а этого разрешения также нет, хотя, как утверждает сама компания, у нее уже трудятся канадцы, британцы, задействованы два зарубежных батискафа, а скоро подключится еще и китайская государственная компания.
В-третьих, несмотря на все слова сотрудников фирмы, остается открытым вопрос о том, кому по закону принадлежит клад. Вполне возможно, что на него может претендовать и Россия, на что ранее неоднократно указывали эксперты, когда заходил разговор о "сокровищах" "Дмитрия Донского". В любом случае, клады, поднятые со дна моря и их принадлежность - очень непростая в правовом смысле тема. Однако корейская компания уже успела и общую сумму оценить и начала делить клад по частям, обещая очень много самым разным сторонам.
В-четвертых, не понятно, с кем из россиян общается Shinil Group, утверждая, что "россияне активно помогают и всячески поддерживают". Насколько могут эти люди официально говорить от имени Российской Федерации по такой непростой теме?
В-пятых, разговоры про "Дмитрий Донской" уже неоднократно всплывали в корейской прессе, но заканчивалась ничем. "Заявления про подъем этого корабля и огромные сокровища были и ранее. Только они до сих пор заканчивались ничем. У компетентных органов есть сильные подозрения, что так кто-то просто пытался играть на бирже. После этих "вбросов" в СМИ акции компаний, причастных к операции к подъему корабля, взлетали в цене в несколько раз, а затем резко падали. Этим пользовались спекулянты, играя на бирже и получая большие барыши. Нельзя исключать, что то же самое происходит и на этот раз", - заявил "Российской газете" биржевой аналитик одного из государственных банков Южной Кореи.
Время покажет
Так что как сильны у кого-то сейчас предвкушения суперсенсации, так у других не менее сильны подозрения по поводу грандиозной мистификации и обмана. Однако уже достаточно скоро можно будет сделать какие-то обоснованные выводы. В любом случае снимки затонувшего корабля у берегов Уллындо уже продемонстрированы, выставка якобы поднятых с борта корабля вещей и открытая пресс-конференция пройдут уже совсем скоро, а это позволит посмотреть, что же было найдено. Сам корабль вообще должен быть поднят до конца года. Даже если на борту "Дмитрия Донского" не окажется огромных сокровищ, хотя бы его возвращение после 113-летнего нахождения на морском дне будет само по себе уникальным и значимым событием, в первую очередь для России.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"