22.07.2018 21:42
Культура

Валерий Гергиев открыл 25-й фестиваль в Вербье музыкой Родиона Щедрина

Валерий Гергиев открыл юбилейный 25-й фестиваль в Вербье музыкой Родиона Щедрина
Текст:  Ирина Муравьева (Вербье)
Российская газета - Федеральный выпуск: №158 (7621)
Один из самых авторитетных музыкальных фестивалей Европы - швейцарский Verbier Festival, отмечающий в этом году свое двадцатипятилетие, открылся в Salle Des Combins выступлением Фестивального оркестра под управлением Валерия Гергиева. Первым номером программы прозвучал "Симфонический диптих" (2008) Родиона Щедрина, написанный по мотивам его оперы "Очарованный странник" и посвященный Гергиеву.
Читать на сайте RG.RU

Все двадцать пять лет истории знаменитого фестиваля, собирающего в альпийской деревне крупнейших музыкантов современности, в афише его присутствовал "русский акцент" (его постоянные участники - Михаил Плетнев, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Вадим Репин, Родион Щедрин, Елизавета Леонская, Юрий Башмет и другие), но в юбилейном сезоне этот "профиль" фестиваля обрисовался еще рельефнее: новым музыкальным руководителем оркестра Вербье с этого года стал Валерий Гергиев. В программу открытия юбилейного сезона в Salle Des Combins он включил русскую музыку - "Шехеразаду" Николая Римского-Корсакова и "Симфонический диптих" Родиона Щедрина. На концерт приехали Родион Щедрин, вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец, многочисленные русские друзья фестиваля.

Ультрасовременный концертный зал в "Зарядье" откроется в День города

Несмотря на плотность личного графика, Гергиев три дня посвятил репетициям с Фестивальным оркестром, тщательно отрабатывая все нюансы музыкальных партитур, отобранных для дебюта музыкантов Вербье с новым руководителем. Результат впечатлил всех: огромная программа, включавшая в себя русскую, европейскую (Мендельсон, Сен-Санс), американскую музыку (Бернстайн), симфонические партитуры и концерты с солистами, прозвучала на одном дыхании и с таким качеством оркестрового ансамбля, которое многими оркестрами набирается годами.

"Симфонический диптих" Щедрина - труднейшая оркестровая партитура: калейдоскоп множества тембров, динамические контрасты разных "миров": околдовывающая засурдиненными струнными, струящимися, словно поток света, цыганская "Невечерняя", бешенный "скок" (татарский плен), где Гергиев артикулировал свой фиремнный "скифский" стиль. Все эти детали прозвучали у оркестра с поразительным пониманием сути драматургического конфликта, перешагнувшего в музыке от истории лесковской Грушеньки и Ивана Северьяновича Флягина ("Очарованный странник") к коллизии вечного столкновения - "сокровенных" ценностей и разрушительной тоталитарной энергии в мире.

Гергиев: В фестивале Вербье особенно привлекает идея обновления

В масштабе русского эпоса прозвучала у оркестра и "Шехеразада" Николая Римского-Корсакова. Гергиев почти визуально выстроил здесь оркестровые контрасты и звуковые объемы: жесткую, чеканную тему вступления (мрачный образ женоубийцы султана Шахриара) и изысканной красоты соло скрипки (тема Шехеразады). Деревянные инструменты звучали в живом "диалоге", вся музыкальная ткань мерно колыхалась, как набегающая волна. В эпизоде битвы с фанфарами тромбонов и в картине морской бури Гергиев развернул циклопические звуковые объемы: не ночные сказки Шехеразады, а богатырские сказания.

Между тем, следуя традиции фестиваля, где с мэтрами на сцену выходят молодые музыканты, Гергиев представил с оркестром Вербье Даниэля Лозаковича (скрипка), Джорджа Ли (пианиста, лауреата ХV Конкурса Чайковского) и Претти Йенде (сопрано). Как заметил Валерий Гергиев: "Это именно то, что меня и привлекает в сотрудничестве с фестивалем в Вербье: постоянное обновление, участие молодых музыкантов в программах фестиваля. Первые шаги Лозакович делал со мной. И Даниил Трифонов, который тоже выступит на фестивале, получил когда-то Гран-при Конкурса Чайковского из моих рук. Мне кажется, этот принцип, когда мэтры и почти студенты выступают в одной программе, самый действенный. Именно поэтому фестиваль в Вербье - инновационный проект".

С этого года Гергиев - новый музыкальный руководитель оркестра Вербье

Руководитель фестиваля Мартин Энгстрем, в свою очередь, заметил, что Вербье всегда находился под большим влиянием российских музыкантов - с самого первого фестиваля в 1994 году, когда на его сцене выступили Максим Венгеров, Евгений Кисин, Юрий Темирканов, Юрий Башмет. Многие из них выйдут в юбилейной программе - в гала-концерте, который состоится 25 июля в Salle Des Combins. Но главным вектором фестиваля для Энгстрема сегодня является образовательная программа, работающая в формате Академии и мастер-классов известных музыкантов, приезжающих в Вербье.

В первый день фестиваля уже прошли мастер-классы пианиста Мишеля Берофа (члена жюри XIV и XV Конкурсов Чайковского), итальянского виолончелиста Николаса Альтштадта, британского виолончелиста и педагога Аласдара Тайта, венгерского скрипача, основателя Квартета Келлера Андраша Келлера и других. Стартовала и концертная программа в зале Eglise (модерновое здание церкви Вербье) с великолепной камерной акустикой. Пианист Сергей Бабаян исполнил здесь сольную программу из сюит Рамо и Прелюдий Баха, а затем в трио с Мишей Майским (виолончель) и Кристофом Барати - Трио N2 Дмитрия Шостаковича. Впереди двухнедельный юбилейный марафон фестиваля, который соберет на своих сценах не только своих постоянных участников за 25 лет, но и юных дебютантов Вербье. В этой демократической коллизии - сама суть альпийского музыкального фестиваля.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Классика