По данным Крымстата, в январе-июне 2018 года объем производства пищевых продуктов в республике вырос на 15,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Местные производители все острее нуждаются в расширении рынков сбыта. Ведь после воссоединения Крыма с Россией предприятия потеряли украинский рынок, а из-за сложной транспортной логистики не спешили выходить на российский.
- После открытия Крымского моста доставлять нашу продукцию на материк стало легко и просто, - говорит директор Керченского филиала ГУП РК "Крымхлеб" Александр Кучеренко. - И хотя в магазинах на той стороне пролива действуют давно налаженные связи с поставщиками, наш хлеб уверенно завоевывает позиции на кубанских полках. Пока не открыли мост, не было возможности развивать торговлю: у этой продукции небольшой срок годности и ее надо как можно быстрее доставить потребителю. Везти паромом было рискованно: в зависимости от погодных условий путь через пролив мог занять от нескольких часов до нескольких дней.
Крымский хлеб уже знают и любят в станицах Сенная, Запорожская и других населенных пунктах Кубани. В ближайших планах - завоевание рынка Анапы.
Ежедневно керченский хлебокомбинат поставляет на материк полтонны хлебобулочной продукции: формовой ржаной хлеб, батон, сдобные и кондитерские изделия. И поставки предприятие обещает наращивать. Продукцию кубанским потребителям доставляют в новых фургонах-холодильниках российского производства, которые обеспечивают необходимый температурный режим для кондитерских изделий.
По словам Александра Кучеренко, предприятию удалось заключить договоры на поставку с индивидуальными предпринимателями, владельцами небольших магазинчиков и пансионатов. А вот руководство крупных торговых сетей пока не очень охотно идет навстречу.
- Мы обратились в сеть магазинов "Пятерочка". Но переговоры зашли в тупик, хотя наша продукция конкурентоспособна по цене и качеству, - сетует Александр Кучеренко.
Владелица небольшого кондитерского цеха в Феодосии Татьяна тоже решила поставлять свою выпечку в магазины Тамани.
- В пару торговых точек согласились взять кексы и печенье на пробу, посмотреть, будет на них спрос или нет. На Кубани конкуренция, конечно, большая, но попробовать занять свою нишу стоит, - говорит Татьяна.
Пивобезалкогольный комбинат "Крым" тоже активно идет на материк. Предприятие уже презентовало в июне в торговых центрах Краснодара свою продукцию - лимонад, дюшес, мохито и тархун.
А вот производители мясной, колбасной и молочной продукции намерены в первую очередь кормить крымчан.
- Крым пока не обеспечивает себя мясом в полном объеме. Раньше его завозили с Украины, теперь - из России. Так что мясную продукцию нам нет смысла везти за пределы полуострова, - говорит генеральный директор "Крыммяса" Виктор Павленко.
Он не исключает вероятности поставок колбасы в магазины Краснодарского края в будущем, но только после того, как будет изучен продовольственный рынок соседнего региона. Кубань - житница России, развитый сельскохозяйственный край, и там большая конкуренция.
- Крымским производителям колбасной продукции будет сложно конкурировать с кубанскими по цене. Ведь там работают агрохолдинги, у них большой объем производства и себестоимость ниже, - аргументирует свою позицию Павленко.
Крымские производители "молочки" на Кубань тоже не спешат. Как пояснил "РГ" директор молокоперерабатывающего завода, их продукция в основном недлительного хранения, до трех дней, а торговые сети не всегда заинтересованы в товарах с таким малым сроком хранения.