Льготы для обеспеченных
"Ставки снижены", - торжественно объявили в минэкономики, которое выступило разработчиком законопроекта. Но требуется важное уточнение: таможенные пошлины значительно урезаны для автомобилей 2010-го года выпуска и моложе. Иными словами, в выигрыше будут те, кто завезет в страну машины стоимостью в несколько десятков, а то и сотен тысяч долларов. Богатые счастливчики заплатят таможенную пошлину в разы меньше, а потенциальным приобретателям электромобилей вообще ничего платить будет не нужно. Для чудо-техники действует нулевая ставка налога. На остальных - тех, кто накопить на новые машины не в состоянии, - льготы не распространяются.
По словам эксперта отдела таможенно-тарифной политики министерства экономики КР Айдара Самыкбаева, новые меры правительства помогут сократить завоз в страну подержанных автомобилей "с повышенным уровнем износа" и станут стимулом для покупки более "свежих" машин.
- Размеры единых ставок таможенных пошлин на ввозимые автотранспортные средства напрямую зависят от года их выпуска, объема и типа двигателя, - пояснил эксперт, - На автомобили, произведенные с 2008 года по 2018-й, установлены ставки, действовавшие в 2014 году. А вот на те, что сошли с заводского конвейера раньше, установлена ограничительная ставка в размере шести долларов за кубический сантиметр.
В правительстве объясняют, что это сделано с учетом введенных в соседних странах запретительных мер на ввоз автотранспортных средств с повышенным уровнем износа, а также в целях исключения возможного перетока ветхих автомобилей к нам. Если мы ничего в ответ не предпримем, Киргизия, дескать, может превратиться в свалку металлолома.
Поток сокращается
Количество иномарок, ввозимых в республику, впрочем, давно сокращается, и связано это вовсе не со стремлением чиновников обновить автопарк страны. Скорее, тенденцию можно назвать реакцией рынка на вступление республики в Евразийский союз. Интеграция привела к повышению ввозных тарифов, которые ранее в Киргизии были ниже, чем в среднем в других странах-участницах ЕАЭС. Повлиял на ситуацию и введенный властями КР запрет на регистрацию праворульных автомобилей.
В результате, по информации Государственной регистрационной службы, если в 2014 году в республику было импортировано 119 тысяч автомашин, то в 2017-м - только 18 тысяч. Причем в основном из стран, входящих в евразийское экономическое объединение.
Кстати, ранее правительство объясняло необходимость повышения пошлин не только требованиями ЕАЭС, но и экологической безопасностью. В результате иномарки из дальнего зарубежья существенно подорожали. Покупатели обратили внимание на рынки стран евразийского сообщества. Но оттуда стали завозить все те же изношенные авто, кстати, по качеству уступающие "автохламу" из Европы, Японии и США. В итоге "металлолома" не стало меньше, но он стал дороже.
Понижение правительством ввозных тарифов, которое, по сути, является возвратом ранее действовавших ставок, вместе с тем не может не вызывать ряд вопросов. Как, к примеру, на это отреагируют партнеры по ЕАЭС? Тем более что страны стремятся гармонизировать размер налогов и пошлин, чтобы легче было торговать. Но, как выясняется, изменения вовсе не противоречат обязательствам, данным республикой при вступлении в Евразийский экономический союз. Согласно пункту 26 протокола об условиях и переходных положениях применяемого Киргизстаном договора о ЕАЭС от 25 мая 2014 года, до 1 января 2020 года власти КР вправе самостоятельно устанавливать размеры ставок. Отчего же правительство не воспользовалось подобной возможностью раньше?
По собственной инициативе
Известно, что таможенное и налоговое регулирование зачастую используется странами в целях защиты внутренних производителей. Повышение ставок можно назвать барьером для конкурентной продукции. И страны-члены ЕАЭС используют этот регулятор довольно часто, поэтому и Киргизстан до 1 января 2020 года никто ограничивать не собирался. Как утверждают эксперты, в вопросе таможенных пошлин на автомобили власти загнали рынок в жесткие рамки по своей инициативе.
Новое предложение правительства Мухамметкалыя Абылгазиева - возврат к тарифам 2014 года, - впрочем, тоже порождает вопросы. Как объясняют чиновники, и им вторят некоторые эксперты, стимулирование импорта более "свежих" автомобилей и электромобилей отвечает принципам "зеленой экономики", которая в последние годы в Киргизии в тренде. Однако не секрет, что иномарки с датой выпуска позже 2008 года многим жителям республики не по карману. Тысячи граждан КР продолжают эксплуатировать продукцию еще советского автопрома вовсе не от хорошей жизни. Что уж тут говорить про электромобили? Они, бесспорно, наносят окружающей среде меньше вреда, но отнюдь не дешевы. Более того, в стране нет инфраструктуры и специалистов по обслуживанию такой техники.
Чиновники полагают, что снижение таможенных пошлин оживит рынок, и это благоприятно скажется и на бюджете. Но учитывая платежеспособность подавляющего большинства киргизстанцев, рассчитывать на это не стоит. Людей, которые могут позволить себе приобретать дорогие машины, менее процента от общей численности жителей страны. В выигрыше остается только природа. Что ж, и это хорошо.
Вместе с тем
Согласно постановлению правительства N317, автотранспортные средства будут ввозиться в Киргизию только для эксплуатации на ее территории без права отчуждения в пользу резидентов других стран.