Бурсин - один из трех сотрудников кемеровского МЧС, которых могут привлечь в качестве виновных по делу о пожаре в торговом комплексе "Зимняя вишня". Первым арестовали начальника ГУ МЧС по Кемеровской области Владимира Мамонтова. Ему вменили различные нарушения, в том числе финансовые, такие, как растрата, не связанные напрямую с трагедией в торговом центре.
И если обвинения в адрес Мамонтова не вызвали какой-либо реакции со стороны потерпевших, спасателей и журналистов, то на два других задержания - Генина и Бурсина - реакция была бурной. На сайте Change.org разместили петицию в поддержку Бурсина, которую подписали более 81,7 тысяч человек. Подписавшие ее считают, что Сергею Генину и Андрею Бурсину можно было избрать меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей.
Непонимание подписавших вызвала и суть предъявленных обвинений. По версии следствия, Бурсин, действуя в нарушение требований федерального закона "О пожарной безопасности" и боевого устава подразделений пожарной охраны, не организовал управление силами и средствами пожарно-спасательного гарнизона на месте происшествия, а также проведение разведки надлежащим образом. Сходные обвинения предъявлены и начальнику караула Генина, который также арестован.
Но сотрудники МЧС, с которыми удалось переговорить корреспонденту "РГ", в один голос говорят, что и Генин, и Бурсин, как принято говорить на сленге спасателей, - обычные "тушилы". Это опытные профессионалы, которые в день трагедии выполнили свой долг.
На счету Генина, как минимум, спасенная жизнь мужчины, отца одного из детей, которые смотрели мультики в кинозале на четвертом этаже. Генин нашел потерявшего сознание мужчину по свету фонарика мобильника в условиях полной задымленности и смог быстро вытащить его с четвертого этажа. Мужчина выжил. И это только тот случай, который стал достоянием прессы. Не исключено, что таких спасений в день пожара в "Зимней вишне" было больше. Известно, что в день трагедии в здании находилось более 700 человек.
Кстати, Андрей Бурсин прибыл на пожар первым и сразу приступил к тушению. Ранее в интервью он рассказывал, что пожарные сразу поднялись на четвертый этаж, где уже было очень сильное задымление, и ориентироваться было практически невозможно - на расстоянии вытянутой руки ничего не было видно. По его словам, работа осложнялась сложной планировкой и огромными размерами торгового центра.
Опрошенные корреспондентом "РГ" московские сотрудники МЧС говорили, что обычно за такие действия на любом другом пожаре людей наградили бы. Но в случае с Гениным и Бурсиным все оказалось наоборот.
Возможно, именно из-за осознания такой несправедливости Бурсин и решился на столь радикальный шаг. "У Бурсина произошел нервный срыв, он пытался покончить с собой и был госпитализирован", - сказал собеседник ТАСС в медицинских кругах.
Ту же версию подтвердила и жена Бурсина Татьяна. В телефонном разговоре с корреспондентом "РГ" она отвергла версию о том, что ее муж мог попытаться свести счеты с жизнью из-за осознания своей вины в гибели 60 человек. Наоборот, Татьяна Бурсина полагает, что причиной стало именно несправедливое обвинение.
- Накануне ареста Андрей говорил мне, что сейчас начнутся поиски козлов отпущения. Несмотря на то, что не проведена важнейшая в таких делах пожарно-тактическая экспертиза, да и другие экспертизы, следствие назначит "виноватых" - сказала Татьяна Бурсина.
Она добавила, что не знает, в каком состоянии сейчас находится муж, но сообщила, что его держат в психиатрической клинике. Это, по ее мнению, стандартная процедура в таких случаях. О том, что Бурсина доставили в больницу, Татьяне сообщил адвокат мужа.
Кстати, ранее эксперты в области пожарной безопасности назвали прецедентом обвинения в халатности двух кемеровских пожарных. В интервью ТАСС профессор кафедры надзорной деятельности Академии государственной противопожарной службы Сергей Назаров - автор и разработчик ряда учебников и пособий по дисциплине "Расследование и экспертиза пожаров" - напомнил, что начальник караула Сергей Генин после того, как пошел по лестнице, которая привела к закрытой двери, вернулся и обнаружил живого человека Михаила Трусова на четвертом этаже. "То, что Генин ходил на лестницу, которая оказалась закрытой, совершенно не повлияло на жизнь Трусова, - сказал Назаров. - Если бы Трусов погиб, тогда бы Генину можно было вменить халатность. Спасение Трусова - это своего рода алиби Генина".
По словам профессора, для спасения 37 человек необходимо было 37 звеньев газодымозащитной службы с минимальной общей численностью 74 человека. У Бурсина не было в распоряжении столько людей.
"Меньшим количеством всех находившихся в кинозале, который еще нужно было найти, спасти было нельзя. А с учетом конструктивных особенностей здания эту операцию невозможно было провести одномоментно, - полагает Сергей Назаров. - Идеология пожарной защиты заключается в том, что такую зону нужно покинуть немедленно при обнаружении пожара, поэтому Бурсин имел право надеяться, что на введенном в эксплуатацию объекте исполняются требования пожарной безопасности, а все люди вышли и внутри могли остаться единицы".
Профессор считает, что предъявление обвинения пожарным - это попытка вывести из-под ответственности нарушителей правил пожарной безопасности. По мнению профессора, фактически причиной гибели людей в "Зимней вишне" стали отсутствие системы оповещения о пожаре и закрытые эвакуационные выходы. При этом, добавил он, противопожарная проверка здания могла бы ничего и не дать. "По закону Госпожнадзор должен за три дня предупредить о проверке. За это время можно включить и систему оповещения и открыть эвакуационные выходы", - отметил он.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"