Развалилось все
В это трудно поверить, но когда-то здесь был городской пляж крымской столицы, а по водной глади ходили большие прогулочные катера, наподобие тех, что курсируют вдоль южного берега полуострова. Легкие лодки, байдарки и каноэ были привычной частью пейзажа. Сегодня о тех временах на симферопольском море, как его называли горожане, напоминают лишь полузаброшенные здания спасательной станции и спортивных обществ гребцов. На симферопольском водохранилище их было два.
Стоит ли говорить, что после развала Советского Союза такая же участь постигла и тренировочные базы спортсменов. В украинский период последние большие заплывы здесь проходили в конце прошлого века. В апреле этого года на большой воде столичного водохранилища состоялись отборочные соревнования в рамках республиканской Федерации гребли на байдарках и каноэ. А в июле состязания гребцов собрали семь команд и больше 100 спортсменов со всего Крыма.
- Интерес к этому виду спорта в Крыму действительно большой, - говорит президент Федерации гребли на байдарках и каноэ Олег Щербаков. - Наши возможности пока ограничены, но мы с оптимизмом смотрим в будущее.
Последние десятилетия гребной спорт в Крыму держался на энтузиазме спортсменов и их тренеров. Они сами покупали инвентарь, чинили старые лодки и искали, где подешевле заказать новые. Сами находили спонсоров. На озере в Саках развивалась академическая гребля, а вот байдарки и каноэ нашли своих поклонников в степных районах - Джанкойском и Нижнегорском.
- Новички начинали занятия на озере, а когда набирались опыта, продолжали в русле Северо-Крымского канала, - говорит мастер спорта Олег Щербаков. - Я сам так тренировался.
Свое увлечение джанкойские спортсмены не оставили даже тогда, когда Киев перекрыл в канале воду. Тренировки продолжаются в местном пруду у села Изумрудное. А нижнегорские байдарочники сохранили несколько лодок, только представьте, из красного дерева! В век углепластика такой раритет не встретишь больше нигде.
Как лодка без весел
Три года назад в Крыму задумались о возрождении гребного спорта, и федерация напомнила о заброшенной тренировочной базе на симферопольском водохранилище. Чиновники долго сомневались, стоит ли возвращать байдарочников на водоем, ведь теперь у него двойное назначение - он и технический, и питьевой. В мае нынешнего года здание, некогда принадлежавшее обществу "Локомотив", все-таки предали в управление республиканской ДЮСШ N5.
Но презент оказался сродни лодке без весел: и бросить жалко, и плыть нельзя. Аварийное барачное сооружение 1956 года постройки не имеет ни водопровода, ни канализации, ни электричества, ни отопления. Своими силами спортсмены-энтузиасты расчистили территорию от дикорастущих зарослей, вывезли кучи мусора, установили стойки для хранения лодок, осветили помещение с помощью генератора, навели элементарный порядок. Но для занятий со школьниками этого мало.
- Чтобы начать регулярные тренировки с детьми, нам нужно все здесь оборудовать, обеспечить безопасность и только потом можно будет открывать ставки тренеров, - рассказал "РГ" директор республиканской ДЮСШ N5 Денис Ким. - Мы заключили договор с "Крымэнерго", но та точка подключения, которую они нам дали, разграблена. Когда ее восстановят и сколько на это уйдет времени, мы не знаем.
Параллельно школа ведет оформление земельного участка базы в кадастре. В управление ДЮСШ передали только два строения, а 22 сотки земли вокруг, как выяснилось, были огорожены незаконно. А еще нужны вода и канализация. Ведь даже туалет здесь был с выгребной ямой, и это на берегу водохранилища. Понятно, что теперь подобное невозможно. Аренда одного биотуалета стоит 3-4 тысячи рублей в месяц, а для полноценной работы их нужно несколько. Нет раздевалок, душевых для юных спортсменов, негде сушить спасательные жилеты, словом, кроме четырех старых стен и нескольких лодок, нет ничего. Учитывая, что передача одного только здания с баланса на баланс заняла около семи месяцев, все остальные мероприятия растянутся на не меньший срок. И это только получение разрешительного пакета документов. Чтобы проложить сами коммуникации, потребуется уйма время и немалые средства. Ведь тренировочная база находится на удалении от города.
- Когда не готова сама база, планировать регулярные тренировки преждевременно, - говорит Денис Ким. - База не работала больше 15 лет, и еще один год ничего не решает, если речь идет о здоровье детей. Поэтому будем двигаться поступательными шагами.
Для начала в ДЮСШ открыли полставки тренера по гребле. По мере решения технических проблем, отмечают в руководстве школы, будут открываться и новые возможности для занятий.
Самые нетерпеливые обвиняют чиновников в саботаже, а президента федерации в попустительстве. Щербаков, утверждает его оппонент в республиканской федерации гребли Максим Алексеев, ничего не сделал для развития гребли и якобы согласился отдать половину симферопольской базы федерации парусного спорта. И хотя эта информация не нашла подтверждения, инициатива исходила от руководства ДЮСШ, Щербакову выразили недоверие.
- По идее чиновник должен быть заинтересован в максимально быстром и эффективном решении поставленной задачи. Но нет! Перед нами все время выставляются какие-то препоны, - негодует Алексеев. - Мы предлагаем другой подход, не выискивать блох, не искать причину, почему не делать, а наоборот каждый день двигаться вперед, шаг за шагом идти к намеченной цели. Но такой метод не приемлем для наших чинуш!
Амбициозные планы
Президент Федерации гребли на байдарках и каноэ Олег Щербаков в эмоциональные обвинения в свой адрес предпочитает не вникать. Внутренний конфликт еще не ставшей на ноги Федерации гребли мало кому интересен. Куда важнее найти средства на новый инвентарь, ведь водные виды спорта не дешевые. Одна лодка стоит 70 000 рублей, 12 000 стоит весло. Для группы их необходимо минимум пять.
- Всероссийская федерация гребли обещает нам помочь, но рассчитывать только на их поддержку мы не можем, - говорит Щербаков. - Нужно искать внутренние резервы, находить меценатов, заинтересовывать людей. Надеемся, что министерство спорта не останется безучастным.
Тренировочную базу на симферопольском водохранилище спортсмены считают самой перспективной в Крыму, и чтобы дать ей толчок, готовы найти средства на биотуалеты и раздевалки. А дальше рассчитывают на участие в целевой программе развития спорта республики. Есть даже желание выстроить новую базу, ведь водохранилище незамерзающее и могло бы стать всероссийским тренировочным центром.
Справка "РГ"
Спортсмены Крыма и Севастополя не раз завоевывали высшие места на чемпионатах Европы и мира в гребных дисциплинах. На базе "Чайка" в Инкермане готовился к соревнованиям серебряный призер Олимпийских Игр 1988 года в Сеуле по гребле на байдарках и каноэ, трехкратный чемпион мира на байдарке Сергей Кирсанов. Член сборной команды России по гребле Руслан Мамутов начинал свою спортивную карьеру в Крыму.
Елизавета Кожичева, министр спорта Республики Крым:
- Для поддержки и развития гребного спорта в республике мы составили смету самых необходимых расходов. По нашим расчетам, это около 13 миллионов рублей. Расходы на охрану, электроэнергию, зарплату тренерам, врачу и так далее. Учитывая, что республика приняла трехлетний бюджет, для выделения этих средств необходимо внести изменения в основной финансовый документ региона. Если депутаты Государственного совета РК нас поддержат, мы сможем направить эти средства на развитие гребного спорта в Крыму.