Помимо него подобные услуги предлагают BeepCar, "Яндекс. Попутка" и другие. Стоимость проезда в электричке или междугороднем автобусе - 500 рублей, сервис карпулинга предлагал цену от 250 рублей в зависимости от класса машины и наличия кондиционера.
Выбор был остановлен на KIA Soul, за рулем которого была женщина с водительским стажем в 15 лет. По ее словам, она часто ездит в Москву из Тулы, и карпулинг помогает ей покрыть расходы на бензин и эксплуатационные расходы. Ее слова похожи на правду: пассажиров трое, выручка чуть более тысячи рублей, а до Тулы (183 км) с кондиционером 20 литров бензина точно сожжешь.
А вот назад меня вез уже Hyundai Starex с 7 пассажирами, позднее обнаружился еще спящий 8-й. Примечательно, что автомобиль останавливали сотрудники ГИБДД, но у них не возникло никаких вопросов. Как и первая, эта поездка стоила 350 рублей. В этом случае речь идет уже о полноценном способе заработка. Выручка водителя при таком раскладе составляет уже почти 3 тысячи рублей, чистая прибыль - 2 тысячи.
Правда, представители BlaBlaCar утверждают, что "при использовании автомобиля для карпулинга водителю запрещается взимать плату с поездки за исключением разделения эксплуатационных и топливных расходов между водителем и пассажирами". Компания подчеркивает, что "карпулинг не является предпринимательской деятельностью, если водитель использует автомобиль для перевозки пассажиров не более одного раза в день, в том числе туда и обратно".
Между тем в сентябре 2017 года Тимашевский районный суд Краснодарского края признал запрещенной к распространению в России информацию на сайте BlaBlaCar, обвинив сервис в содействии нелегальным пассажирским перевозкам. После этого сервис должны были заблокировать, однако в декабре апелляционная инстанция отменила это решение.
Ясно одно: закрывать такие сервисы смысла нет, поскольку непременно появятся новые, а вот контролировать их работу нужно обязательно. Карпулинг, по мнению членов рабочей группы по подготовке предложений по законодательному урегулированию сервисов-попутчиков, должен регулироваться базовым законом - "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ". В нем ясно прописаны пункты, которые подразумевают контроль за перевозками, и в первую очередь за безопасностью пассажиров.
Недавно запустился еще один сервис - "Яндекс. Автобусы". По словам президента Ассоциации работников транспорта и туризма Ирины Ал Зирки, в нем также отсутствует какой-либо контроль за пассажиропотоком. Если на регулярных рейсах проверяют время отдыха водителей, то в случае с новым сервисом узнать это невозможно - всю ответственность сервис перекладывает на перевозчика. "Гарантий нет никаких, - констатирует Ирина Ал Зирки. - Человек просто находит рейс, выбирает место отправления и едет на свой страх и риск. Никто не несет ответственность за время отправления и прибытия. Сервис никак не связан с автовокзалами. Если не урегулировать такую практику, все перевозчики начнут переходить в разряд сервисов. О какой безопасности и гарантиях в этом случае можно говорить?"
В некоторых местах страны карпулинг и вовсе единственная возможность добраться до пункта назначения. "Карпулинг приносит ощутимую выгоду и для окружающей среды, - гласит столичный Единый транспортный портал. - В первую очередь, регулярные совместные поездки помогают снизить трафик и сократить количество пробок. Следовательно, уменьшается объем выхлопных газов и негативное влияние на экологию".
По своему смыслу совместные поездки - это не бизнес, а некоммерческая кооперация, отмечает председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. "На самом деле обе стороны всем довольны: и водители, и пассажиры, - уверен он. - Недовольны, конечно же, только автобусные перевозчики, которые теряют пассажиров. Не стоит идти у них на поводу".
Это они должны более гибко реагировать на потребности пассажиров, добавляет Янков. По его словам, основная цель урегулирования работы сервисов заключается в том, чтобы отличить райдшеринг от бизнеса. Бизнес подразумевает прибыль, а райдшеринг - нет.
Одно только упоминание о сервисах карпулинга вызывает гнев у представителей транспортных компаний. Еще бы, конкуренты, предлагая заниженную стоимость, с каждым годом переманивают все больше клиентов. Только у крупнейшего участника этого рынка (BlaBlaCar) уже 15 миллионов пользователей в России.
Кстати, с 8 августа BlaBlaCar изменил свои условия для борьбы с нелегальными перевозками, рассказали "РГ" в компании. Теперь водитель может взять в дорогу не более пяти попутчиков. Если он пожелает взять с собой большее количество человек, ему придется подписать с сервисом официальный договор. "Мы не конкурируем с традиционным общественным транспортом, а дополняем его, поэтому стараемся учитывать интересы всех игроков отрасли", - уверяют в компании. "Это стало одним из предложений, озвученных на заседании профильной рабочей группы, - сообщили "Российской газете" в пресс-службе министерства транспорта. - Ведомство поддерживает данную инициативу, поскольку она позволит снять напряженность в отношениях компании с объединениями автобусных перевозчиков и органами исполнительной власти в субъектах".
Сервис также намерен проводить различные эксперименты, чтобы сделать поездки более удобными и эффективными. Так, недавно BlaBlaCar позволил нескольким легальным перевозчикам публиковать информацию о своих поездках на своей платформе.