А именно:
- 20 лет книжный материал Стива Альтена пытался найти воплощение на экране;
- 20 лет понадобилось гигантской акуле-убийце, чтобы добраться до Джейсона Стейтема;
- 20 лет понадобилось непосредственно бывшему пловцу, чтобы, утомившись от собственной вселенной, состоящей из фильмов с названиями вроде "Механик", "Адреналин", "Перевозчик" и т.д., перестать искать себе соперника среди людей и начать отрабатывать кулачный прессинг на противниках куда более серьезных;
- больше 130 миллионов понадобилось съемочной команде, чтобы представить зрителю полноценного наследника культовых "Челюстей" (к слову, ко всей франшизе в фильме есть целый ряд отсылок).
Разберемся, удалось ли потеснить детище Спилберга - и что в итоге всплыло.
Джонас Тейлор (Стэйтем), как и положено преемнику героев боевиков 90-х, продолжает славную линию ветерана Джона Рэмбо, пропахшего запахом мясорубки в джунглях по утрам и регулярно желающего удалиться от мира. Когда ученые, опустившись в голубую неизведанную бездну на сверхсовременном батискафе, сталкиваются с вымершим видом огромного глубоководного хищника, ни у кого не остается сомнений, что здесь нужен настоящий герой, владеющий кулаком и подводной спасательной магией. К тому же с опытом подобных приключений. В итоге за Тейлором отправляют гонца, от предложения которого он не может отказаться: ведь на борту попавшего в беду водного транспорта, обитатели которого вот-вот станут кормом для голодного архаичного монстра с плавником, среди прочих, еще и бывшая жена Джонаса.
Несмотря на вязкие и бесполезные беседы в духе "Ходячих мертвецов", которыми для чего-то в тихих сегментах фильма весьма неудачно пытаются раскрыть персонажей с микроскопической мотивацией, все же стоит отметить, что иногда "Мег" пытается ускорить свой пенсионерский темп и выпустить вполне терпимый аттракцион крови и брызг прямиком на экраны. Хрящевая бензопила с плавником, деструктивным инстинктом и дозированным уровнем насилия, вылетая из волн, выглядит, стоит признать, в отдельные моменты (ибо PG-13) на большом экране настоящей мечтой помешанного на работе дантиста.
И на сей раз "Паркеру", "Защитнику" и "Профессионалу" будет не столь скучно - ведь противник спокойно встречает и наплевательское отношение к законам физики, и блеск ножа, и ничуть не трепещет, увидев знаменитую мускулистую лысину Стейтема. Пусть "Мег" звезд клаустрофобного кошмара а-ля "Чужой" с неба и не хватает, функцию "фильм студии "Трома" для всей семьи" выполняет на твердые 70 процентов.
Однако есть в конечном результате и нечто обидное - несмотря на неплохие козыри вроде собачки-пловца с розовым бантиком, через предсказуемый ряд сцен картина стабильно проваливается в Марианские впадины бессмысленной серьезности, которая лишь утягивает все удачные идеи на дно. К небольшим минусам стоит отнести и то, что картина явно нацелена на китайский прокат - обратите внимание, каким неземным сиянием окружены действия персонажей азиатского происхождения. Впрочем, кормить надо не только акул, а любви к рынку КНР многие продюсеры покорны (вспомним, например, другой лысый боевик "Небоскреб"). И остается лишь предполагать, какой результат получился бы у Элая Рота, который изначально стоял у режиссерского руля, но покинул проект, не найдя понимания в желании снять картину с рейтингом R и бюджетом побольше.
Неожиданный успех картины сразу же породил разговоры о возможном сиквеле. И, учитывая общую бледность постановки, у создателей картины есть блестящий выход из сложившейся ситуации - всего лишь достаточно превратить продолжение в прекрасный (а как иначе) кроссовер с легендарной франшизой "Акулий торнадо". Чьи создатели, в отличие от слабого на фантазию режиссера Джона Тертлтауба, ни за что не станут держать такого рыбьего титана в пуританских тисках рейтинга и, может, скинут, наконец, забронзовевший культ первых "Челюстей" с корабля современных зоохорроров за борт.
3