Экспозицию открывает портрет "Отшельник" нидерландского художника XVIII века Карела де Мора. О долголетии картины говорит не только тусклость красок, но и испещренная печатями и надписями обратная сторона. Именно по этим знакам удалось проследить историю передвижения портрета - от мастерской автора до поступления в 1931 году в кубанский музей. Оказывается, его в свое время приобрел коллекционер Франсуа Троншен - друг Вольтера и Дидро. В 1770 году он продал картину вместе с другими полотнами императрице Екатерине II, и теперь на обратной стороне стоит сургучная печать с двуглавым орлом. Есть и датировка Эрмитажа, сделанная в 1886 году.
А вот "Портрет дамы" Тимофея Неффа до последнего времени заключал в себе загадку - имя самой дамы. Она оставалась просто незнакомкой, пока...
- При идентификации портретируемого играет роль любая деталь, - говорит научный сотрудник музея Иван Ващенко. - Однажды я обратил внимание на портрет военного с подзорной трубой в глубине композиции. Ворот мундира расстегнут, и на шее виднеется большой белый крест - орден Святого Георгия второй степени. За всю историю его кавалерами стали 125 человек. Затем новая зацепка: золотое шитье на воротнике. Поднял материалы: оно присутствовало на мундирах только высших офицеров Российского императорского флота. Причем в XIX веке лишь два адмирала были награждены орденом второй степени. Оставалось сравнить их портреты.
Одним из них оказался адмирал Алексей Грейг, руководивший в Русско-турецкую войну 1829-1830 годов взятием Анапы. На момент написания картины у него были 52-летняя жена и две дочери. На портрете изображена старшая - 23-летняя Юлия Алексеевна, в замужестве Штиглиц. Любой, кто взглянет на полотно, поразится нежному овалу лица героини и неправдоподобно тонкой талии. Жизнь Юлии оборвалась внезапно: в танце на балу партнер не удержал девушку, она при падении повредила позвоночник и вскоре умерла.
Отдельный раздел посвящен неожиданным открытиям, сделанным в ходе реставрации. Так, при рентгенографировании картины "Ночной пожар в деревне" Эдберга Ван дер Пула под живописным слоем был выявлен женский портрет голландского образца XVII века. Еще одна история связана с морским пейзажем "Ялта", которую долгое время музейщики приписывали кисти Айвазовского. Одна- ко в ходе реставрации открылась авторская подпись - выпускника императорской академии художеств Виктора Думитрашко.
Юрий Самсонов, реставратор Краснодарского художественного музея имени Ф. А. Коваленко:
- Некоторые картины действительно дарят открытия. Помню, я реставрировал портрет императрицы Александры Федоровны, хранящийся в краеведческом музее, и в ходе расчистки увидел авторскую подпись: "Першин". До этого научные сотрудники не могли его атрибутировать. Главная же задача реставратора - остановить разрушение произведения искусства. Картины с годами темнеют, так как на лаке скапливаются пыль и грязь. И наши вмешательства должны быть видны: всегда используем обратимые краски, которые при последующих работах легко убрать растворителем. Сейчас реставрация шагает вперед с наукой, и не за горами тот день, когда робот начнет сканировать, как мы говорим, утраты произведения и, задавая параметры, будет проводить восстановление. Конечно, человек станет корректировать процесс.
Выставка "Музейные истории, или Посторонним вход разрешен!"в Краснодаре