31.08.2018 20:13
Культура

Венецианский фестиваль: штормы и штили

Текст:  Валерий Кичин
Делать авансы всегда опасно. 75-му Венецианскому фестивалю их выдавали охотно: он у Канна перехватил многие горячие хиты и наконец-то дал отпор посягательствам феминисток на равенство не талантов, а полов.
Читать на сайте RG.RU

Но первые же дни Мостры обрушили на горячие головы оптимистов ушаты воды из лагуны. Почти все коллеги ошеломлены открывшим фестиваль космическим триллером Дамьена Шазелла "Человек на Луне", найдя в нем все штампы унылого байопика.

Дэмьен Шазелл рассказал о фильме "Человек на Луне"

Наметившуюся цепь разочарований продолжил не менее пылко ожидавшийся фильм "Звезда родилась" - ремейк многократно отработанного сюжета с Леди Гага в ее первой в жизни кинороли официантки, которая с помощью звезды-наркомана выбивается в селебритис. Так как этот сюжет - фактически вариант американской Золушки - всем знаком наизусть и во всех поворотах предсказуем, он может служить только шампуром для демонстрации любящей публике очередного яркого таланта. Леди Гага вступила в состязание со своими предшественницами Джуди Гарлэнд и Барброй Стрейзанд - и проиграла по всем статьям: и актерский талант не того калибра, и написанные для фильма песни не унесешь в благодарной памяти. Даже "химия", возникающая между нею и героем Брэдли Купера, способна слегка "утеплить" пару эпизодов, но не спасти от глубокой заморозки сценарий, склепанный из штампов, и весь фильм, отнявший у нас полтора часа без сколько-нибудь веских оснований.

Более чем неровным оказался новый фильм братьев Коэн "Баллада Бастера Скраггса" - один из главных козырей веб-гиганта Netflix. Это альманах из шести разнохарактерных новелл о Диком Западе: сначала почти мюзикл с пальбой, потом комедия о незадачливом грабителе банков, кошмарик о золотоискателе, актуально звучащая драма о вытесняющей искусство попсе, баллада о разрушившем любовь песике, путевые байки в дилижансе…

Съевшие на этом материале не одну собаку братья погружают нас не столько в эпоху салунов, индейцев, широкополых шляп и кольтов, сколько во вселенную типовых "вестерноватых" образов, приемов и штампов, поданных с обычными для них изобретательностью, иронией и лихостью. Все это скреплено захватывающими дух пейзажами Большого Каньона, на грани гениальности снятыми оператором Брюно Дельбоннелем, и перелистыванием пыльного фолианта со старинными цветными гравюрами. Братья Коэн признаются, что держали в уме итальянский спагетти-вестерн 60-х, но многообещающее начало порождает большие ожидания, а в целом фильм напоминает пузырь, постепенно испускающий дух: иронии все меньше, монотонной тягомотины все больше.

Международный кинофестиваль в Венеции стартует 29 августа

Но главным сюжетом этой Мостры все-таки стала война полов. Женщины наступают по всем фронтам: штабелями разоблачают похотливых самцов и активно борются за равенство во всем, включая число отобранных в конкурс фильмов. Деморализованный под их натиском председатель жюри Гильермо дель Торо на первой же пресс-конференции предложил учредить полный паритет уже в будущем году: 50 женских фильмов на 50 мужских, - и теперь есть все основания предположить, что Золотой лев уготован единственной женщине в конкурсе еще до просмотра ее картины. В этих штормовых завихрениях никто не рискнул поддержать директора Мостры Альберто Барберу с его здравой идеей судить фильмы не по половым признакам, а по качеству. И, судя по всему, Венецианская биеннале вслед за Каннами готова подписать меморандум насчет паритета.

Будем считать этот неказистый, но шумный "бабий бунт" одним из вызовов слетевшего с катушек времени. А вот вызов реальный, с ним уже не поспоришь: пришли поколения "цифровой эпохи" с их навыками, вкусами и требованиями. Об этом вызове был конкурсный фильм французского режиссера Оливье Ассайаса Doubles vies - "Двойные жизни". Писатель Леонард, его издатель Ален и их супруги, которым они изменяют, беспрерывно обсуждают новую ситуацию в литературе, когда автора больше знают по твитам, чем по изданным романам. Когда люди разучились читать пухлые тома, где нет кнопок find и delete. Когда издательское дело в прежних формах становится почти бессмысленным: люди ждут, чтобы книга вышла в аудиоформате, и чтобы ее начитала звезда. Плоть картины - то, что у нас называют "разговоры на кухне", иногда - читательские конференции, немноголюдные, но агрессивные. Выход нового романа Леонарда все воспринимают как описание его собственной бедовой жизни, и ему нужно постоянно оправдываться. "Я тебе изменяю" - признается Леонард жене. "Я знаю, - отвечает она. - Ты написал об этом книгу!"…

Леонид Ярмольник и Валерий Тодоровский построили Одессу в Москве

Иногда кажется, что это и не кино вовсе, а минималистский телефильм. Но и здесь ответ на вызов времени: в интеллектуальном вакууме, ставшем привычной для кино средой, должен же однажды явиться наглец, который сделает сюжетом фильма движение мысли. И актеры у Ассайаса должны играть не "экшн", а развитие все той же мысли, ее тупики и колебания, ход ее напряженных поисков. Наблюдая работу отличных французских артистов, вдруг понимаешь: российское кино, стремясь стать вполне жизнеподобным, отучило своих актеров играть такие тонкости, как реакция на услышанное, его осознание, трудный поиск ответа, стало плоским. Фильм Оссайаса по остроумию диалогов близок к комедии, но не той, где натужно смешат, а той, где смеются парадоксам современной жизни, самой среды обитания. Герои перебрасываются популярными именами и названиями, в написанном Леонардом романе ищут ассоциаций то с "Белой лентой" Ханеке, то с "Гарри Поттером", а героиня Жюльетт Бинош невозмутимо внимает идее позвать знаменитую Жюльетт Бинош записать аудиокнигу.

…Юбилейный фестиваль набирает обороты. Впереди фильм Виктора Косаковского "Акварела".

Мировое кино