Амаяк Амаякович, какая ответственность предусмотрена за отсутствие техосмотра?
Амаяк Нуникян: Сейчас мы готовим проект закона о безопасности судоходства маломерных судов и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Он предусматривает в целом отказ от освидетельствования маломерных судов на годность к плаванию. Проведенный анализ аварий показал, что их подавляющее большинство связаны с человеческим фактором, а не с техническим состоянием судов.
Как альтернативу освидетельствованию мы планируем внедрить проверки на воде в рамках надзорной деятельности. То есть, если во время остановки и проверки инспектором будут выявлены какие-то конструктивные особенности судна, к примеру, дырка в борту, дым из двигателя, разлив топлива, то будут применяться меры административного воздействия. В настоящее время административная ответственность за не пройденное освидетельствование составляет от 500 до 1000 рублей.
Какие еще законопроекты готовятся в недрах вашего ведомства касательно судовладельцев и государственной инспекцией по маломерным судам?
Амаяк Нуникян: Во-первых, выделил бы проект о безопасности судоходства маломерных судов. Это, наверное, сейчас основной закон, который готовится.
Он содержит основные положения и требования к базовым сооружениям для стоянки маломерных судов, регулирует в целом их деятельность. Если сейчас эта деятельность регулируется в соответствии с водным кодексом РФ, то мы предлагаем это сделать на уровне закона о безопасности судоходства маломерных судов.
Вторым основным документом, над которым сейчас работаем, должны стать изменения в техническом регламенте Таможенного Союза. Предлагаем присваивать каждому вновь построенному судну уникальный номер, который будет сохраняться вне зависимости от того, кто будет собственником. То есть, судно может переходить из рук в руки, но идентификационный номер, присваиваемый при регистрации, будет сохраняться, как вин-номер у автомобиля. И такое требование мы хотим закрепить на уровне международных договоров.
В этом году я построил 12-метровое судно. При обращении в органы классификации при проверке на непотопляемость мне было предложено затапливать судно. Правомерны ли эти действия?
Амаяк Нуникян: ГОСТ действительно подразумевает затопление маломерного судна для определения его непотопляемости и устойчивости. Данная мера, на наш взгляд, является избыточной. Не во всех случаях она должна применяться. Поэтому в рамках рабочей группы по внесению изменений в Технический регламент Таможенного союза о безопасности маломерных судов мы пытаемся рассмотреть возможность применения альтернативных методов определения этих параметров. Надеюсь, что в ближайшее время сможем уйти от этого. Но пока других методов определения параметров непотопляемости нормативно не закреплено.
Кроме того, надо учитывать, что вместо свидетельства о классификации на данный момент выдаются акты освидетельствования маломерного судна в соответствии с административным регламентом. С методическими рекомендациями можно ознакомиться на сайте МЧС России.
Как быть, если не согласен с требованиями местных инспекций? Куда писать и жаловаться?
Амаяк Нуникян: Есть установленная процедура рассмотрения обращений граждан. Сначала обращение должно рассмотреть непосредственное руководство Главного управления МЧС России по региону. А вот если ответ и решение вас не устроят, то повторное обращение можно направлять в министерство. На сайте ведомства есть раздел "Обращения граждан". Кроме того, через сайт можно задавать вопросы, которые касаются законодательства и в целом работы ГИМС.
Приобрел самодельную дюралевую лодку. На нее документов никаких нет. Могу ли я ее эксплуатировать под мотором мощностью до 10 сил?
Амаяк Нуникян: Госрегистрации подлежат только те суда, которые превышают массу 200 килограмм и эксплуатируются с двигателем более 8 киловатт, то есть более 10 лошадиных сил. Если ваше судно превышает эти параметры, то оно подлежит госрегистрации. Если нет, то никаких документов не требуется.
Как считается масса судна? С мотором или без?
Амаяк Нуникян: Под массой судна в соответствии с Госстандартом понимается масса укомплектованного судна. Но и это не все. Туда входит масса наиболее тяжелого мотора, который рекомендован заводом-изготовителем для установки на данный тип судна, вне зависимости того, какой двигатель в реальности на нем установлен. В таких ситуациях необходимо приплюсовывать к массе пустой лодки массу максимально разрешенного двигателя.
В документе прописано еще много дополнительных параметров, которые определяют, что включается в массу. Поэтому лучше, конечно, провести освидетельствование судна, чтобы определить, подлежит ли оно госрегистрации или нет. И по итогам уже решить: регистрировать или эксплуатировать без документов.
Слышал, что с этого года судно могут задержать и отправить на штраф-стоянку за ряд нарушений. В каких случаях инспектор может применить штраф, а в каких забрать судно? Куда мне обращаться, если я не согласен с решением инспектора?
Амаяк Нуникян: В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях задержание маломерного судна и помещение его на спецстоянку осуществляется только в тех случаях, когда невозможно устранить нарушения на месте. Это, скажем, - нахождение судоводителя в алкогольном опьянении, судно не зарегистрировано в установленном порядке, управление маломерным судном без удостоверения на право управления, использование судна с неисправностями, с которыми запрещена эксплуатация, отсутствие у судоводителя при себе удостоверения на право управления или судового билета маломерного судна, а также передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Порядок отстранения от управления таков: составляется протокол. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера. Административное наказание за управление маломерным судном в состоянии опьянения влечёт наложение штрафа от 1500 до 2000 рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет. Забрать судно со штрафстоянки можно только после оплаты суммы по тарифам за штрафстоянку. Такая плата не регламентируется федеральными нормами, поэтому в каждом субъекте РФ нормы различные.
Если вы не согласны с решение инспектора, то его действия можно обжаловать в 10-дневный срок у вышестоящего должностного лица, либо в судебном порядке.
К судам, которые не подлежат регистрации, применимы те же нормы для эвакуации и помещения на штрафстоянку? К примеру, если инспектор проверил рыбака на лодке с веслами или с маленьким мотором до 10 сил, и выяснил, что тот пьян?
Горячая линия с главным госинспектором по маломерным судам МЧС РоссииАмаяк Нуникян: Все нормы, которые предусмотрены кодексом административных правонарушений применимы в отношении всех судоводителей маломерных судов вне зависимости от того, подлежит судно регистрации или нет. Единственным ограничением является то, что к владельцам судов, которые не подлежат госрегистрации, не предъявляются требования о наличии судового билета и удостоверения на право управления.
Если же человек пьян и не в состоянии управлять маломерным судном, то судно помещается до устранения нарушения на специализированную стоянку.
С некоторых пор судовладельцам стали приходить гораздо большие суммы налогов на лошадиные силы, чем раньше. В разных регионах ссылаются на то, что существует новое законодательство, которое обязывает власти регионов самим устанавливать размер оплаты и присылать платежки не по месту регистрации судна, а по месту прописки владельца? Это правильно?
Амаяк Нуникян: Вопрос налогообложения не входит в компетенцию ГИМС МЧС России. Единственное, что могу сказать, что в соответствии с правилами госрегистрации маломерных судов и действующим законодательством, сейчас можно зарегистрировать судно в любом отделении ГИМС по всей стране. Налог же по закону выписываются налоговой инспекцией по месту регистрации собственника судна.
Но нам известны случаи, когда собственники судов доказывали то, что их объект не используется круглогодично и соответственно их налог был уменьшен. Советую обратиться в налоговые органы и попытаться доказать это.
Недавно рыбачил на реке с лодки. Ко мне подплыл инспектор, сказал, что проводит рейд и попросил показать документы. Я требование выполнил, но сомневаюсь, мог ли инспектор требовать показать документы, если я ничего не нарушал?
Амаяк Нуникян: В соответствии с административным регламентом инспектор имеет право проверить документы в случаях, если судоводитель судна нарушает правила плавания. Только в этом случае. В остальных случаях полномочий по проверке документов у него нет.
Всегда ли судовой билет и права должны быть с собой при проверке или их можно, что называется, довезти позже, если, скажем, забыл дома?
Амаяк Нуникян: Они должны обязательно быть с собой. Если их нет при проверке, то инспектор обязан выписать штраф, даже если в процессе выписывания протокола, документы, жена или кто-то из знакомых подвез.
Как обменять водительское удостоверение, если срок его действия истек?
Амаяк Нуникян: Удостоверение на право управления маломерными судами выдается на 10 лет. По истечении срока действия удостоверение меняется при предоставлении медицинской справки и самого удостоверения. Если в течение эксплуатации этих 10 лет с удостоверением что-то случилось - потеряли, например, - то его замену тоже можно осуществить без сдачи экзаменов как теоретических, так и практических.
В прошлые выходные катались с семьей на лодке по реке, но забыли надеть спасжилеты. К нам подплыл патрульный катер. Инспектор сказал, что я нарушаю правила безопасности и потребовал, чтобы мы надели жилеты. Имеет ли инспектор право останавливать меня и предъявлять какие-то требования, если моя лодка не подлежит регистрации?
Амаяк Нуникян: Если судно не подлежит регистрации, это не значит, что оно не поднадзорно ГИМС МЧС России. Все правила распространяются на все маломерные суда. Поэтому в данной ситуации государственный инспектор сделал все правильно. Он должен представиться, показать свои документы, сообщить о причине остановки и попросить исправить нарушение.
Что делать, если у судовладельца нет возможности исправить нарушение на месте, скажем, нет на борту жилета?
Амаяк Нуникян: В данной ситуации при выявлении такого нарушения, инспектор должен составить протокол и привлечь судоводителя к административной ответственности.
Административной ответственностью за такие нарушения в соответствии с КоАП РФ может быть предупреждение, штраф либо лишение права управления маломерным судном.
Все ли жилеты безопасны? Как это проверить перед покупкой?
Амаяк Нуникян: Все спасательные жилеты должны иметь сертификат соответствия. Орган по сертификации должен быть включен в перечень аккредитованных организаций, осуществляющих сертификацию по техническому регламенту Таможенного союза.
Есть три размера: для младенцев, для детей и для взрослых. Они регулируются ремнями в зависимости от самого человека. На самом жилете должна быть нанесена маркировка о том, что он соответствует требованиям, и должен быть сертификат у продавца.
Недавно хотел снять свое маломерное судно с учета, но мне отказали, сославшись на то, что для этого должны быть основания. Что имеется в виду?
Амаяк Нуникян: В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта, право собственности на судно возникает только в момент регистрации судна в реестре маломерных судов. Для того, чтобы исключить судно из реестра, необходимо основание, а не просто желание собственника. Он должен доказать, скажем, что судно перестало быть судном или же что оно продано… Если судно перестало быть судном, должен быть подписанный инспектором акт осмотра.
Можно ли получить услуги ГИМС через Единый портал госуслуг?
Амаяк Нуникян: В настоящее время многофункциональные центры в процессе предоставления госуслуг ГИМС МЧС России не участвуют. Но такой вопрос прорабатывается.
В каких водоемах разрешается плавать на маломерных судах, а в каких нет?
Амаяк Нуникян: Ограничений эксплуатации маломерных судов по водным объектам нет. Единственное ограничение есть по району плавания судна. То есть маленькое судно с низкими бортами не может выходит в морские районы.
Каждому маломерному судну присваивается категория сложности района плавания в зависимости от его характеристик. И соответственно, если судно выходит за эти пределы, то применяются меры административного воздействия.
Можно ли переставлять мотор с одной надувной лодки на другую?
Амаяк Нуникян: Двигатели не являются объектом, подлежащим государственной регистрации. Но вместе с тем сведения о двигателях должны быть внесены в судовой билет.
Один и тот же двигатель может быть внесен в несколько судовых билетов, и среди этих судов этот двигатель может эксплуатироваться, как будет удобно, как захочет собственник
Скажите, могу ли я на своем маломерном судне вместимостью до 8 человек, заниматься перевозкой людей, работать, так сказать, водным такси?
Амаяк Нуникян: Федеральный закон № 36-ФЗ, разделил маломерные суда на использование в коммерческих целях и в некоммерческих. Если вы планируете использовать судно для перевозки грузов, пассажиров, багажа или иной коммерческой деятельности, то судно должно быть зарегистрировано в государственном судовом реестре, и должен быть получен соответствующий диплом на управление таким судном. Порядок и того, и другого установлен Министерством транспорта РФ. В компетенцию ГИМС МЧС России такие вопросы не входят.
8 сентября будет введен в действие закон о новых правилах хождения по внутренним водным путям России. И там есть пункт, который обязывает всех без исключения, владельцев маломерных судов иметь на борту рации речного диапазона УКВ. Неужели это такая уж необходимая норма, для владельцев маленьких лодочек, которые просто рыбачат на малых реках?
Амаяк Нуникян: Действительно, важный и актуальный вопрос. 8 сентября вступает в силу приказ Министерства транспорта РФ об утверждении правил плавания по внутренним водным путям РФ. Здесь нужно сказать, что составлен определенный и довольно ограниченный перечень водных объектов, которые подпадают под внутренние водные пути. Требование об обязательном наличии на судне УКВ радиостанции не распространяется на маломерные суда, которые будут эксплуатироваться за пределами внутренних водных путей. Надо понимать, что, допустим, Волга - это внутренний водный путь, а какой-нибудь приток Волги не является внутренним водным путем.
Какие действия может предпринять инспектор ГИМС, если на воде судоводитель отказывается останавливаться, предъявлять документы или вообще начинает убегать от инспектора? Стрелять он имеет право?
Амаяк Нуникян: Нет. У государственного инспектора по маломерным судам отсутствуют полномочия по задержанию нарушителей. В данной ситуации у нас есть соглашение с органами МВД о передаче информации о них. Соответственно, водная полиция задерживает таких нарушителей либо на воде, либо уже на берегу, в базах и на стоянках.
Где учат на инспектора ГИМС? Как им можно стать, что нужно знать?
Амаяк Нуникян: Отдельных программ обучения нет. Для того, чтобы стать госинспектором, нужно иметь либо образование судоводителя, юриста, либо пройти курсы повышения квалификации по направлению государственных инспекторов по маломерным судам.
Каковы перспективы законопроекта о безопасности судоходства маломерных судов, и собираетесь ли вы менять положения относительно предельных размеров маломерного судна, а также другие параметры?
Амаяк Нуникян: Надеемся, что у законопроекта хорошие перспективы. Рассчитываем в следующем году передать в Госдуму на принятие.
По поводу изменения длины маломерного судна, действительно, мы рассчитываем на то, что наше внутреннее законодательство будет изменено, и понятие маломерного судна будет предполагать предельную длину не 20 метров как сейчас, а 24 метра. Также будет продолжена работа по повышению нижнего порога регистрации маломерных судов - до 15 лошадиных сил за мотор и до 5,5 метров по длине судна.
ГИМС МЧС России осуществляет регистрацию судов, которые используются в некоммерческих целях. Общее количество зарегистрированных маломерных судов - чуть больше миллиона четырехсот тысяч.
Прямая речь: В целом количество происшествий с маломерными судами и аварий с маломерными судами за последние 8-10 лет снижены более чем в 10 раз. В 2008 году было 470 аварий с маломерными судами, в 2017 - 38 аварий, что существенно ниже. Такой результат обусловлен, в том числе и эффективной деятельностью ГИМС по осуществлению контрольно-надзорных функций.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"