До и после
В свои 42 года Олег Белов достиг многого: десятки ролей в различных театрах страны, а с 92-го года - на сцене Самарского театра драмы. Бывали годы, когда он играл здесь до четырех премьер в сезон, а еще ставил спектакли в Доме актеров, преподавал сценическое мастерство в академии Наяновой. Но на взлете творческой карьеры отлаженное колесо жизни вдруг забуксовало - случился инсульт. Не помогли ни позитивный настрой, ни здоровый образ жизни - Олег никогда не пил и не курил. Болезнь почти одержала верх!
О чем думал он, лежа в реанимации, и потом долгими недвижимыми днями дома, где из всего благодарного человечества рядом была только жена Галина, которой пришлось оставить работу. Она стала его музой, сиделкой и ангелом-хранителем. Прозы жизни добавляло и то, что жить семье приходилось на пенсию инвалида первой группы.
- Понимаете, самое страшное после инсульта даже не то, что ты оказываешься наполовину обездвиженным, страшнее стать ненужным, выброшенным из жизни. Мне повезло с близкими, с коллегами, но - первая группа инвалидности... Полагалось меня уволить из театра, - вздыхает Олег Константинович, но тут же лицо его озаряет добрая улыбка.
В те нелегкие времена жизнь подбросила ему счастливый случай. (Кстати, новый театр в психбольнице они так и назвали "Счастливый случай"). Он явился в лице теперь уже покойного, а тогда действующего директора Самарской драмы Вячеслава Гвоздкова, которого Белов вспоминает с большой теплотой.
- Олег, я нашел дело для тебя и твоей жены. Главный врач областной психиатрической больницы давно просил меня подыскать ему актера для их реабилитационного театра, да все руки не доходили. Это такая арт-терапия через искусство, - произнес своим бархатистым басом Гвоздков. - Ты сразу не отказывайся, присмотрись, попробуй. Театр ведь он везде театр, как и жизнь.
И они с Галей решили попробовать временно, на одну постановку, да так и остались уже на шестой сезон. Спасибо главврачу больницы Михаилу Шейферу, который выделил и машину для поездок на работу еще слабо ходившему Олегу, и помещение для репетиций, и свет со звуковой аппаратурой, а также предоставил режиссеру почти полную свободу творчества. Условие медиков было одно - никакой чернухи на сцене. Лечить могут только позитив и красота.
- От драматических конфликтов в театре не уйти, правды жизни у нас в Шукшине через край. Но боль - это не чернуха, а опыт. Наши актеры должны ассоциировать себя с героями пьесы, понимать, что они хорошо выглядят на сцене, - поясняет Олег.- Мы, когда Пушкина ставили, взяли костюмы XIX века. Когда девочка-артистка надела роскошное платье и вышла на сцену, зал на фестивале в Москве ахнул от восхищения. Прикоснувшись к психиатрии, я узнал, что существует около 300 видов заболеваний, и в силу этого пациенты очень разные, некоторых от обычных людей не отличишь. И наша задача помочь им посредством сцены победить свой недуг и свое одиночество.
Необычные актеры
Поначалу у актера "обычного" театра были немалые опасения и стереотипы про решетки на окнах, смирительные рубашки и неуправляемых или заторможенных пациентов. Но, оказавшись в стенах психиатрической больницы, Олег быстро понял, что в большинстве своем пациенты этого лечебного заведения обычные люди, однажды не справившиеся со стрессом. И с ними можно общаться, работать, смеяться на дружеских чаепитиях. Такие посиделки Олег и Галина устраивают почти после каждой репетиции. Печенье, бутерброды, варенье и главный десерт - общение. Добрые отношения поддерживают даже с теми актерами, которые уже выписались из больницы. А некоторые "здоровые" продолжают играть в их театре.
- Им нужно не столько искусство, сколько взаимодействие с людьми, - вступает в разговор Галина. - За годы у нас сложились почти семейные отношения. С нами, в отличие от врачей, можно без дистанции спорить, предлагать свои варианты, и потому, когда на репетиции заглядывают психологи, они удивляются: "да вы просто все каноны рушите".
Медики убеждены, что театр помогает душевнобольным пациентам восстановить утраченные навыки владения своим голосом, телом, мыслями, эмоциями, тренирует память, учит общаться и импровизировать. Кстати, имя студии дал один из пациентов больницы, который назвал возможность участия в театральных постановках счастливым случаем.
Семейная сцена
Вот уже седьмой год Галина - официальный сотрудник психбольницы, она отвечает за костюмы, реквизит, декорации и свет, пишет инсценировки. А Олег в качестве волонтера выступает режиссером-педагогом спектаклей. Основа труппы - пациенты, врачи, волонтеры, нередко Олег и сам выходит на сцену, ведь в больнице существует текучесть вылечившихся.
Со временем к новичкам пришла уверенность и даже мастерство, а вот на репетиции с Беловым никто никогда не опаздывал, их ждали, к ним с радостью готовились.
Ставили Пушкина, потом был чеховский "Медведь", "Чонкин" Войновича. Прошлый сезон закрыли "Сельскими историями" по рассказам Шукшина - всего семь спектаклей. Постановкой этого года станет поэтический спектакль "Глаголом жечь сердца людей", основу которого составят стихи самих пациентов. Как уверяет режиссер, это очень искренние и часто талантливые творения, просто до слез пробирает. А в планах на ближайшее время - подготовка к Московскому фестивалю творчества людей с особенностями психического развития "Нить Ариадны", победителем которого арт-студия "Счастливый случай" становился уже неоднократно. Но главный успех - полные залы, в которых обычные зрители" как равным рукоплещут необычным актерам.
- Когда я им в самом начале прочел "Графа Нулина", - вспоминает режиссер, - они сказали: "Мы это не выучим никогда". Но у них нет актерского снобизма и сытости, в плохом смысле слова. Они жадно слушают, выполняют все замечания. Тексты Пушкина выучили практически за неделю, даже не знал, чем весь год будем заниматься. Не понимаю до сих пор, как объяснить этот феномен, но у людей такое желание работать, такая любовь, горение, радость, что все получается - это то же самое, что талант. Я своим студентам все время больничных актеров в пример ставлю по усердию.
В больнице есть одежда для сцены и спец освещение, даже фонари для эффектов. Но главное для необычных актеров - это публика, поэтому театр откликается на любые приглашения: выступает в центре социализации молодежи, в санаториях, госпитале, в музее. "Играем, куда позовут, ибо театр, как и жизнь, - он везде", - замечает заслуженный артист России, считающий свое нынешнее ремесло едва ли не более ценным, чем вся предыдущая творческая карьера.
Личное мнение
Схожие чувства тревоги, о которых рассказал Олег в начале нашей встречи, я испытала, впервые отправляясь на спектакль: не надо ли будет притворяться, изображая восторг?. Но случайный поход в театр оказался счастливым. На сцене - задники с видами шукшинской деревни, простенький, но очень яркий реквизит, моментально погружающий во времена собственного детства. Игрушечный автомобиль - заменяет артистам настоящий, брачное ложе имитирует яркое лоскутное покрывало. И вместе с актерами и талантливыми текстами Шукшина фантазия зрителей включается на полные обороты. А потому аплодисменты, смех и слезы в зале настоящие, как и цветы с тортами - по завершении спектакля. Чуть позже узнала, что все декорации к постановке оплатил один их поклонников театра. Вообще друзей у "Счастливого случая", и это не олигархи и высокие чины, а простые люди, становится с каждым годом все больше.
Михаил Шейфер, главный врач ГБУЗ "Самарская психиатрическая больница":
- По статистике 30-50 процентов людей, обратившихся к терапевту с какими-то жалобами на здоровье, на самом деле страдают психическими расстройствами. Зачастую в основе привычной вегето-сосудистой дистонии - психическое заболевание. На сцене театра "Счастливый случай" - люди, которые не захотели в угоду предрассудкам жить с болезнью, а имели храбрость обратиться за помощью специалистов. И арт-терапевтическая группа - это перезагрузка, после которой возвращаются в семьи, устраиваются на работу. В стационаре пациенты зачастую годами лежат, потребляют еду и медикаменты, многие одиноки. А здесь - новая социальная реальность. Во время работы над спектаклем они взаимодействуют между собой, с режиссером, примеряют на себя новые роли, им становится интересно. Театр помогает жить с болезнью и ощущать себя значимым.