Ноябрь в качестве старта так называемой либерализации ОСАГО назвал президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, подводя итоги парламентских слушаний по вопросу обязательной автогражданки.
По его словам, члены нижней и верхней палаты парламента в целом одобрили необходимость установления справедливого тарифа на ОСАГО. То есть не увеличения его для всех поголовно, а именно подхода, когда стоимость страховки рассчитывается индивидуально для каждого водителя.
По словам Игоря Юргенса, сейчас будет готов документ по итогам этих слушаний, и тогда Центробанк выпустит свое указание.
Ноябрь в качестве крайнего срока для вступления в силу этих указаний назвал и исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. Дело в том, что указание предусматривает несколько новаций. В том числе новый расчет коэффициента бонус-малус, который предоставляет скидку за безаварийную езду. Так вот, согласно указанию, коэффициент будет присваиваться один раз в год. И начаться его присвоение должно в январе. А чтобы страховщики успели подготовится к этому этапу, необходимо, чтобы указание вступило в силу уже в ноябре.
По данным Центробанка, наибольшее количество претензий сейчас поступает именно на присвоение коэффициента бонус-малус. Новый способ его присвоения позволит навести в этом деле порядок, а также избавиться от лазеек для недобросовестных водителей. Речь идет о тех ситуациях, когда водитель несколько раз попадал в аварии, ему начислен максимальный коэффициент, который придется снижать несколько лет. Но он идет на хитрость и заключает договор без ограничений лиц, допущенных к управлению. Коэффициент за это равен 1,8. Если водитель год не страхуется, то его история обнуляется, поэтому на следующий год он покупает полис с ограничением круга лиц, но с коэффициентом единица. Переплат он избежал.
Новая система не позволит таких махинаций, ведь каждый коэффициент бонус-малус будет привязан к конкретному водителю и не будет зависеть от того, каким автомобилем он управляет.
Второй важный момент этого указания - расширение количества коэффициентов на возраст-стаж. Сейчас их пять, а будет 50.
По словам Евгения Уфимцева, союз автостраховщиков провел расчеты по этой таблице, используя данные реальных застрахованных. Выяснилось, что стоимость полиса вырастет только для 20 процентов клиентов. Для остальных цена либо останется прежней, либо будет ниже.
И третья позиция этого указания - расширение тарифного коридора на 20 процентов, что вверх, что вниз. На данный момент, по словам Евгения Уфимцева, недотарифицировано 16 процентов клиентов. В результате за них приходится платить другим клиентам. Грубо говоря, в Волгограде страховщики не могут увеличить тариф, хотя здесь это необходимо. А в Омске не могут его снизить, потому что надо чем-то дофинансировать Волгоград. Расширение тарифного коридора позволит сделать и то, и другое. И никакого дофинансирования не потребуется.
По словам Игоря Юргенса, сейчас ситуация на рынке в связи с конкуренцией позволит даже снизить стоимость полиса. После того, как одна из компаний перестала быть монополистом на рынке с 40 процентами его объема, развернулась конкурентная борьба. Более того, РСА даже опасается демпинга на этом рынке.
Впрочем, ложку дегтя во все это подлил защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. По его словам, стоит опасаться того, что от страховки начнут отказываться те, кто регулярно нарушает правила и попадает в аварии. И вот врежется такой в вашу машину и скажет, страховки нет, машина не моя, имущества нет, я безработный и не местный. И что делать в такой ситуации добропорядочному водителю?
Депутаты предлагают платить страховщикам за тех, кто не застраховал ОСАГО. По словам Игоря Юргенса, такое предложение необходимо просчитать. Но в первую очередь необходимо, чтобы все водители покупали полисы ОСАГО. Возможно, для этого требуется увеличить штрафы. Ведь сегодняшние 800 рублей, а со скидкой 400 - это ничто.