28.09.2018 10:25
Культура

Фильм "Юморист" впервые показали на кинофестивале "Движение"

Текст:  Сусанна Альперина
Фильм Михаила Идова "Юморист" начал обрастать историями еще до своего появления. Ему приписали, в частности, то, что он якобы рассказывает о жизни Михаила Задорнова.
Читать на сайте RG.RU

Все так и не так. Действительно в начале фильма главный герой выступает в любимом "задорновском" месте, в Юрмале, в знаменитом концертном зале "Дзинтари". Однако, у него на плече бывалая рыжая сумка, которая вызывает ассоциации со знаменитым портфельчиком Михаила Жванецкого, взгляд и серьезное выражение лица некоей своей мрачностью по отношению к реальности порой напоминают Семена Альтова, а развивающаяся история - Ефима Смолина. После просмотра режиссер картины Михаил Идов подтвердил обозревателю "РГ", что образ главного героя - собирательный. Алексей Агранович - исполнитель этой роли - сыграл человека, который в советское время участвовал в КВН, писал тексты для других исполнителей и, наконец, пробился на сцену сам и завоевал заслуженную популярность. Но широкая аудитория хочет слышать его растиражированную миниатюру про пляжного фотографа Артура и обезьянку, тогда как у юмориста совсем другие - серьезные - амбиции. И в этом смысле Идов показывает в определенном смысле советского "Бердмана".

Илья Стюарт признан лучшим молодым продюсером на "Движении-2018"

Сатирик - Борис Аркадьев (он же - Борис Моисеевич Аранзон) всерьез считает, что продолжает дело Аверченко, Тэфи и Чехова. Он даже написал книгу с говорящим названием "Проклятье". И проклятье по сюжету фильма состоит в том, что он - думающий, серьезный, интеллигентный - вынужден идти на поводу у толпы и высокопоставленных чиновников, при этом сам выбрав такую жизнь. В итоге - пьет горькую и мрачнеет с каждым следующим выступлением. А в кабинете у него лежит англо-русский учебник, обозначая вечную проблему: ехать или не ехать.

Михаил Идов вложил в этот фильм и отношение к своему творчеству - сценариста и писателя, ведь картина "Юморист" - его режиссерский дебют. Так, фильм начинается с некоей полусмешной-полутрагической ситуации на тему "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". Мальчик перед камерой в домашнем видео рассказывает анекдот про Брежнева и Рейгана, и шутка находит совершенно неожиданное воплощение в реальности.

У зрителя, который готовится к просмотру этого фильма (а у картины большой рейтинг ожидаемости), есть опасность наткнуться на два подводных камня. Первое - он, скорее всего, будет ждать большого количества хохм и прибауток. Они есть. Но комедийного посыла в фильме меньше, чем трагического. Жанр этой работы можно определить как модное сейчас драмеди - драматическая комедия. Что важно - шутки в фильме не сегодняшние, которыми - увы - изобилуют многие телепрограммы, фильмы и эстрадные выступления - плоские и ниже пояса. Идов попытался показать на экране интеллигентный юмор, который начался в 60-х и еще остался в 80-х годах "советского периода", когда и происходят события фильма. В этом плане показательна в картине игра, похожая на разминку в КВН, в гостях у юрмальского друга. Когда двум юмористам задают вопрос "Отчего евреи не летают в космос?" и каждый должен дать три варианта ответа. Звучит и "Мама не пускает", и "Нос в скафандр не помещается", и "Все продадут"... Но самым популярным оказывается ответ, что "Не вернутся. У них большой опыт выживания в безвоздушном пространстве". Что интересно - старый КВН к моменту действия в фильме уже закрыт - в 1971 году. А новый - в 1986 году еще не возродили. Еще сильна "Литературка" и ее последняя страница. Но самое главное - зал. Авторам фильма удалось показать тех самых зрителей - открытых, доверчивых и ценящих интеллигентный юмор - именно на концерте в Юрмале. Сейчас и зритель другой, по иному воспитанный и констатация этого факта пронзает горьким сожалением.

Странно, что фильм о тех временах, когда Райкин и его последователи и коллеги были идолами, когда шутки были совсем другого уровня - Upper-Intermediate или Advanced, если говорить по-английски, сняли только сейчас, и на эту тему не сделали еще ни одного плоского сериала (мурашки по коже - сериал "Райкин" или "Жванецкий" на федеральном канале, например. Воображение - замолчи!) Есть хороший документальный фильм про старый КВН, впервые показанный в Москве на "Артдокфесте" в прошлом году - "КВН. Свидетельство о рождении", но он не получил широкой "огласки".

Корреспондент "РГ" побывал на съемках фильма "Зулейха открывает глаза"

Возможно виной возникновению вакуума в этом направлении и еврейская тема, которую не побоялся поднимать режиссер и сценарист Идов, более того, он делает на ней особый акцент. Это сможет увидеть широкий зритель - картина в марте 2019 года выйдет в широкий российский прокат. Тема еврея-космонавта проходит через весь фильм, в котором будет еще и разговор с Богом, который сильно напоминает миниатюру Жванецкого о том, как же он узнает, что его любят: ни враги не скажут правду, ни друзья... (цитата из Жванецкого: "те, кто любит, не скажут правды о тебе и те, кто не любит, не скажут правды о тебе. Остались те, кто не знает. А что они, вообще, могут сказать?").

Второй "подводный камень" состоял в том - не победит ли Идов-сценарист, Идова- режиссера. Есть такое. Он иногда слишком гонится за словом, но все же визуальный ряд побеждает. Тут во многом Идову на помощь приходят художники и костюмеры- очень хорошо воссоздана эпоха, продуманная до малейших ностальгических деталей: сигареты "Космос", дефицитные джинсы, значки с волком из "Ну погоди!" и многое другое). И - конечно же - актеры. Помимо точной, кропотливой и, можно сказать, выстраданной работы Алексея Аграновича, это замечательная роль актера Павла Ильина- он играет директора сатирика Аркадьева. Алиса Хазанова в роли "жены художника" - знает жизнь советских юмористов не понаслышке (респект также Злате - жене Геннадия Хазанова). И совершенно точен - и в том смысле, что бьет в точку - в фильме "Юморист" Юрий Колокольников. Он создал образ советской кинозвезды. Его герой побывал в Америке - повезло - и был так впечатлен, что никак не может "заткнуться" по этому поводу. Длинные волосы, манерность, компромиссы и болезненная мимикрия... После просмотра фильма Аграновича и Колокольникова хочется поднять на воображаемый спортивный пьедестал и поднять обе руки - два победителя.

Но, возвращаясь к Аграновичу, невозможно не провести аналогию фильма "Юморист" со спектаклем "Квартета И" "В Бореньке чего-то нет". Но тут уместнее было бы сказать, что "В Бореньке что-то есть". В спектакле Агранович играет оператора Юру. Роль героя-режиссера, который точно так же, как и говорится в фильме "Юморист", проявляет "манию величия под маской застенчивости" и до крови в душе переживает по поводу творчества и предназначения творца исполняет Максим Виторган. В фильме "Юморист" Агранович в роли сатирика "Бореньки", и он, раскрыл роль, по сути на ту же тему, совершенно по-другому, по-новому, сделав ее довольно знаковой для нескольких поколений.

В Иваново прошел первый фестиваль российских сериалов

У первых зрителей фильма "Юморист", но не у автора этих строк, возникали параллели и с картиной "Довлатов". Скорее всего потому, что продюсеры у обеих лент - одни: Артем Васильев и Андрей Савельев. В ответ на этот вопрос Михаил Идов довольно интересно рассуждает, почему именно сегодня многие творцы (не только создатели этих двух картин) все чаще обращаются к эпохе застоя, важным личностям из того времени, и что они этим хотят сказать. В двух словах - "уход" в это время не случаен, хотя каждый и понимает его по-своему. Но задачи у всех одни - осмыслить и предупредить.

О фильме "Юморист" можно писать очень долго, потому что это - работа значимая. Не без недостатков, но тут тот случай, когда они - не важны. Картина уводит каждого, кто помнит это время или хочет узнать о нем в мир своих воспоминаний, открытий и ассоциаций (чего только стоит понятие, что текст "незалитован", о котором наши профессиональные шутники, к счастью или к несчастью забыли). Например, в фильме есть сцена, которая напрямую отсылает к фильму-сатире Армандо Иануччи "Смерть Сталина". А еще есть фразы, которые тут же уйдут в народ. Например, участниками фестиваля "Движение", где фильм "Юморист" был показан на открытии и вошел в конкурсную программу "Движение. Вперед", сразу же пришлось по душе генеральское высказывание "Водка сама себе не выпьет".

Наше кино