Ломают и стреляют
31 марта Павел Антропов как обычно заступил на дежурство со своим радаром на окраине города Далматово. Его точка располагалась как раз напротив здания мировых судей. Подъехала "девятка". В ней - двое мужчин: молодой и постарше. Оба на вид нетрезвы. И сразу с претензиями к оператору, мол, из-за вас у нас много штрафов. "Вас никто не заставляет гонять", - отреагировал Павел. Водителю ответ не понравился. Он вышел из машины, подошел к автомобилю оператора, открыл дверь и неожиданно нанес удар. Завязалась драка. Павел с переломом челюсти попал в больницу. Написал заявление в полицию. Но там, по его словам, отказались поначалу возбуждать уголовное дело, предлагали пойти с дебоширами на мировую. Парень не согласился.
- Я выполнял свою работу и ничего плохого никому не сделал, - рассказал "РГ" Павел. - Из-за агрессивности этих людей я на двадцать с лишним дней выбыл из строя, поэтому ни о каком примирении речи быть не могло.
Дело все-таки завели. Один участник, который постарше, уже осужден по административной статье. Далматовский мировой суд оштрафовал его на пять тысяч рублей. А вот зачинщику драки придется отвечать по Уголовному кодексу. Его обвиняют в умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести (часть 1 статьи 112). Правда, разбирательства затянулись. Когда уже были назначены слушания, по словам Павла, дело передали другому судье. Два раза объявляли заседания - на 11 и 26 сентября. Оба не состоялись. По случайному или нет совпадению, именно на эти дни у обвиняемого были назначены слушания в другом суде в Кургане. Павел признался, что больше не может терять зря время, и написал заявление, чтобы дело рассматривали без него.
Это пока единственное уголовное дело, возбужденное по фактам нападения на операторов переносных специальных технических средств, или так называемых "микроволновок". Сергей Харин, глава субподрядной организации одной из двух компаний, рассказал, что с сентября прошлого года они зафиксировали около ста инцидентов. Злоумышленники ломают оборудование, разбивают стекла и прокалывают колеса на автомобилях его сотрудников. В мае на федеральной трассе "Иртыш" водитель, ехавший в сторону Екатеринбурга, неожиданно притормозил возле поста дежурного и выстрелил из пневматического пистолета в лобовое стекло его машины. В июне двое мужчин, двигавшиеся на грузовике в сторону Тюмени, угрожая оператору монтировкой, покорежили дорогостоящий фоторадарный комплекс. Пострадавшие обращаются в полицию, но там, по словам гендиректора, признаков состава преступлений не видят и в возбуждении уголовных дел отказывают.
- В полиции ссылаются, что причиненный ущерб незначительный, искать хулиганов и привлекать их к ответственности никто не будет, - говорит Харин. - Хотя этих хулиганов долго искать не надо, мы их всех знаем. При желании их легко установить по номерам машин. К тому же вся картина преступлений есть на записях видеорегистраторов. Но вот не хотят почему-то в полиции заниматься этой проблемой. Ждут, наверное, когда еще кого-то покалечат. Безнаказанность рождает новое преступление.
Между тем фото и видеокамеры на дорогах - не частная инициатива, а государственная политика.
Стоп-кадр
Многие, наверное, еще помнят, как раньше на трассах дежурили сотрудники ГАИ и замеряли приборами скорость автомобиля. Потом было время, когда госавтоинспекторы сами стояли по нескольку часов в день на дорогах с фото- и видеокамерами и фиксировали нарушения. Затем комплексы видео- и фотофиксации передали на балансы регионов. Однако у местных властей нет денег на покупку, установку и обслуживание камер. Одна только переносная "тренога" может стоить от миллиона рублей. Закон же позволяет региону заключать госконтракты с частной компанией. В Зауралье этим воспользовались. В прошлом году аукционы здесь выиграли "АЭЛЬ-РТС инжиниринг" (Нижний Новгород) и "Ростелеком". Правительство Курганской области в лице Многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (ГБУ "МФЦ") заключило с ними контракт. По условиям, организации-подрядчики устанавливают оборудование за свой счет, фиксируют нарушения и передают информацию через МФЦ в ГИБДД. На ее основании выносятся постановления об административных правонарушениях.
По данным Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при правительстве Курганской области, в регионе установлено 23 стационарных и 58 передвижных фоторадарных комплексов. Организация Харина является субподрядной, в ее распоряжении двадцать передвижных комплексов, собственником которых является нижегородская компания. С техникой работают специально обученные операторы.
Бытует мнение, что операторы стоят только для того, чтобы поймать как можно больше нарушителей и получить в свой карман больше денег. А безопасность движения, то, ради чего, собственно, все было затеяно, их совершенно не интересует. Причем камеры ставят в таких местах, где водители не ждут подвоха. Между тем сами операторы не могут поставить камеру где им вздумается. Место расположения каждого передвижного комплекса определяет Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в сфере дорожного движения ГИБДД УМВД России по Курганской области (ЦАФАП). Как рассказал "РГ" начальник ЦАФАП Евгений Лишман, дислокация технических средств разрабатывается на основе анализа ситуации на аварийных участках. Схема размещения камер утверждается каждый месяц. Приборы устанавливают в самых опасных местах.
- Наша задача - обеспечить безопасность дорожного движения, - говорит Евгений Лишман. - Мы не заинтересованы в сборе денег, но, если человек нарушил правила, должен заплатить штраф.
По данным ЦАФАП, переносные камеры в день фиксируют более трех тысяч нарушений. 93 процента всех нарушений связано с превышением скорости. За восемь месяцев этого года было вынесено свыше 380 тысяч постановлений, наложено штрафов на сумму более 170 миллионов рублей. Из этой суммы 34 685 штрафов было оплачено полностью, а 215 407 - со скидкой 50 процентов (по закону, в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа можно заплатить половину суммы). Минимальный штраф за нарушение ПДД, напомним, составляет 500 рублей, со скидкой - 250 рублей.
Подрядчики получают за свою работу фиксированную плату. Стоимость одного видео- и фотоизображения с камер определяется на аукционе и указана в договоре. В Курганской области цена кадра составляет примерно треть от минимального штрафа. При этом все штрафы за нарушение ПДД сначала поступают в казну региона, а только потом оплачиваются услуги подрядчиков.
Кстати, сотрудники ЦАФАП, подрядчики и операторы никак между собой не пересекаются, они могут даже не знать друг друга. Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений работает только с МФЦ. Между МФЦ и ГИБДД подписано соглашение об электронном взаимодействии. Согласно документу, после того как данные о нарушениях с передвижных постов поступили на сервер МФЦ, они практически одновременно тем же путем - в зашифрованном электронном виде по защищенным каналам связи - направляются в ЦАФАП. Заказчик покупает только ту информацию, которая удовлетворяет требования, предъявляемые Госавтоинспекцией.
- Если камера была установлена неверно, изображение не позволяет достоверно определить, было или нет нарушение ПДД, либо неразличимы госномера, постановление не выносят и организация не получает деньги, - рассказал "РГ" пресс-секретарь ПАО "Ростелеком" в Курганской области Александр Русаков.
Но дело, конечно, не в оплате и сборе штрафов, а в сохранении жизни участников дорожного движения, в том числе тех самых водителей, которых возмущают камеры. По данным ЦАФАП, там, где стоят передвижные комплексы, количество ДТП по сравнению с прошлым годом сократилось с 42 до 37, число пострадавших уменьшилось с 54 до 47, погибших - с 17 до 9 человек. Когда-то трассу из Кургана на Увал называли дорогой смерти, чуть ли не каждый день там бились машины. Как только появились камеры, ситуация резко изменилась. Водители уже не гоняют, как раньше, ДТП стали редкостью.
Кстати
Согласно указу президента, к 2024 году смертность на российских дорогах должна сократиться в 3,5 раза от уровня 2017-го - то есть не превышать 4 погибших на 100 тысяч населения. К 2030 году этот показатель и вовсе должен стремиться к нулю. Не последняя роль в этом деле отводится техсредствам. В планах Минтранса до 2024 года количество комплексов фотовидеофиксации на российских дорогах увеличить вдвое.
Виталий Вандровский, председатель регионального отделения "Всероссийского общества автомобилистов", член областной Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения и общественного совета при УМВД России по Курганской области:
- Насколько я понимаю, оператор - это официальный работник организации, уполномоченной фиксировать нарушения ПДД. В таком случае у всех операторов должна быть униформа, табличка с именем и названием компании, от которой они работают. А главное, операторов с камерами должно быть видно. А наши молодцы что делают? Сколько раз сам видел: спрячутся в кустах, ножки у "микроволновки" опустят и лежат, выглядывают жертву, делают свой бизнес на автовладельцах. Конечно, это злит и раздражает. Раньше, кстати, инспекторов ГАИ тоже не жаловали за то, что прятались в кустах. Сейчас машины ГАИ видно издалека, отношение водителей к ним стало доверительнее. Что мешает частникам поступать так же? Вместе с тем считаю, что нападение на операторов - не решение вопроса. Камеры фото- и видеофиксации нарушений уже доказали свою эффективность. Хотя, независимо от того, стоят они на дороге или нет, водители должны соблюдать правила дорожного движения. Если возникают споры, нужно решать их цивилизованно, обращаться в соответствующие инстанции.
Из ответа УМВД России по Курганской области на запрос "РГ", подписанного начальником отделения информации и общественных связей Еленой Радаевой:
- В 2017-2018 годах по фактам повреждения имущества организации, осуществляющей фотовидеофиксацию административных правонарушений с использованием специальных технических средств, и противоправных действий в отношении ее сотрудников в органы внутренних дел поступило 9 обращений. По четырем принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. По одному возбуждено уголовное дело, которое в июне направлено в суд. В остальных случаях административное производство по фактам уничтожения или повреждения чужого имущества прекращено в связи с неустановлением лиц, их совершивших.
Вместе с тем следует отметить, что ответственность за эксплуатацию и охрану передвижных комплексов возложена на операторов специальных технических средств, осуществляющих фотовидеофиксацию административных правонарушений.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"