Как изменятся коэффициенты ОСАГО

За грубые нарушения Правил дорожного движения водителям придется раскошелиться на ОСАГО. А добропорядочным водителям страховщики смогут предоставить скидку в индивидуальном порядке.

Такой механизм заложен в законопроекте, который подготовил минфин. Согласно проекту с 1 сентября 2019 года из расчета стоимости обязательной страховки должен исчезнуть коэффициент мощности. Сегодня он составляет от 0,6 для транспорта с двигателем до 50 лошадиных сил, до 1,6 для машин, мощность которых перевалила за 150 л. с.

Основная функция этого коэффициента - социальная: он был принят для того, чтобы снизить стоимость на ОСАГО для малообеспеченных автовладельцев. По мнению авторов законопроекта, сама по себе мощность автомобиля не влияет на риск попадания в ДТП. Страховщик, с которым автовладелец заключил договор, оплачивает ремонт чужой машины, мощность двигателя которой может быть любой.

С переходом на справедливый персонализированный тариф отказ от коэффициента на мощность станет возможным, если законопроект будет принят.

Через пару лет, то есть с 1 января 2020 года, должен быть отменен и территориальный коэффициент. Сейчас для разных территорий его значение составляет от 0,6 до 2.

Правовые аспекты страхования эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Предполагается, что страховые компании смогут использовать расширенный тарифный коридор для этих целей. С 1 сентября 2019 года его предлагается расширить на 30 процентов как вверх, так и вниз. А с 1 сентября 2020 года - на 40 процентов вверх и вниз от базового тарифа.

В пояснительной записке говорится, что максимальные отклонения в 30 и 40 процентов - это оценка влияния отмены каждого из указанных коэффициентов страховых тарифов. Грубо говоря, аккуратный владелец мощной машины не будет доплачивать за аварийщика на машине с двигателем менее 50 л.с.

Добропорядочным водителям страховщики смогут предоставить скидку в индивидуальном порядке

Поправки также предполагают, что страховщики смогут использовать коэффициент "нарушения ПДД" и "коэффициент страховщика". Первый будет применяться по отношению к злостным нарушителям правил дорожного движения. То есть тем, кто пересек две сплошные, превысил скорость более чем на 60 км/ч, проехал на красный сигнал светофора, сел за руль пьяным. То есть за те нарушения, по которым может быть принято решение о лишении водителя прав.

Второй коэффициент даст страховщику возможность установить индивидуальную скидку для конкретного водителя.

Банк России подчеркивает, что важно отменять коэффициенты постепенно, поскольку резкий отказ, например, от территориального коэффициента негативно скажется на ряде регионов с низким показателем и на жителях небольших городов. Рассматривать их отмену можно только в привязке к полной индивидуализации тарифа, говорят в Российском союзе автостраховщиков. Отмене коэффициентов будет предшествовать тарифная реформа, которая, как ожидается, состоится уже этой осенью. Центральный Банк предлагает расширение тарифного коридора на 20 процентов вверх и вниз, изменение в системе расчета коэффициента бонус-малус, который предоставляет скидку за безаварийную езду. А также увеличение количества сегментов по возрасту и стажу водителей с ныне действующих 4 до 50.

Комментарии

Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков

Мы активно поддерживаем реформу ОСАГО и шаги ЦБ и минфина в этом направлении. В текущей ситуации система расчета стоимости полиса не учитывает индивидуальных рисков каждого водителя. Происходит дотирование одних сегментов другими, и это исключает возможность установления справедливой цены.

Сергей Смирнов, юрист, автоэксперт

Пока страховая компания не может предложить индивидуальный тариф автовладельцу в тех регионах, где больше аварийность или процветает мошенничество, а значит, и выше риск наступления страхового случая, все страхователи так и будут платить усредненную повышенную цену. И те, кто водят аккуратно, и те, кто постоянно попадают в аварии. А когда тариф станет индивидуальным, коэффициенты естественным образом отпадут.