Запрет на продажу любого алкоголя на АЗС действует в России с 2011 года. Последние три года периодически звучат инициативы о снятии запрета. За возврат продажи пива, сидра, медовухи и других слабоалкогольных напитков выступают как участники рынка, чей бизнес страдает из-за заморозки розничных цен на топливо, так и федеральные ведомства: минэкономразвития и минфин. Правда, в министерстве финансов ранее подчеркивали, что поддержат идею только в случае соблюдения правил продажи спиртного, как в других магазинах (выдача лицензии, ограничение на реализацию товара в ночное время).
В мае Независимый топливный союз (НТС) опубликовал данные, из которых следовало, что связь между числом "пьяных ДТП" и введением запрета на торговлю спиртным на АЗС не найдена. "В 2005-2010 годах число ДТП, случившихся по вине пьяных водителей, стабильно снижалось, а после введения запрета, в 2011-2016 годах, наблюдалась обратная тенденция. Это говорит о том, что "запрет на реализацию алкогольной продукции на АЗС цели не достиг и требует отмены", - подчеркнул в беседе с "РГ" президент НТС Павел Баженов.
Как отмечает Баженов, товары в супермаркетах, которые работают при заправках, дороже в среднем на 10-15 процентов, чем в сетевых магазинах. Поэтому никто литрами скупать алкоголь не будет. Но все-таки рентабельности такие продажи АЗС добавят. Если реализация сопутствующих товаров приносит заправочному ретейлу примерно 10-20 процентов выручки, то продажа алкоголя уже 20-30 процентов.
Медики, в свою очередь, категорически против инициативы. "Я понимаю, что бизнес, лоббируя уже не один год идею возврата торговли алкоголем на АЗС, отстаивает свои интересы. Ну а кто будет отстаивать интересы участников движения и пешеходов, которых будут сбивать пьяные водители? - подчеркивает руководитель Национального научного центра наркологии - филиала ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" минздрава Татьяна Клименко. - Это неправда, что нет взаимосвязи между продажей алкоголя на заправках и ростом "пьяных ДТП". Если в магазинах на АЗС появится алкоголь, это однозначно приведет к всплеску аварийности на дорогах. Продажа спиртного на заправках создаст эффект психологической иллюзии: человек начнет подсознательно думать, что, может, и ничего страшного нет в том, чтобы выпить бутылочку за рулем. Причем такая нехорошая иллюзия может возникнуть даже у самого законопослушного гражданина".