09.10.2018 13:15
Кинократия

"Букшоп": очаровательная экранизация романа Пенелопы Фицджеральд

Текст:  Юлия Авакова

На отечественные экраны вышла британско-испано-немецкая экранизация романа английской писательницы Пенелопы Фицджеральд. Книга Фицджеральд вышла на русском языке под совершенно нормальным названием "Книжная лавка", но почему-то фильм, по идее - одноименный, получил маловразумительный перевод и стал "Букшопом". Как бы то ни было, это недоразумение нисколько не должно смущать любителей британской ретродрамы, ибо данная работа режиссера Изабель Койшет представляет собой свежий, яркий, очаровательный образчик этого жанра.

Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Букшоп"

В стилистическом плане "Букшоп" наследует цветастым экранизациям британской классики, а также нескольким трогательным лентам последних лет, таким как "Фантастическая любовь и где ее найти" (This Beautiful Fantastic) Саймона Эбауда и "Леди в фургоне" (The Lady In the Van) по пьесе Алана Беннета с Мэгги Смит в главной роли. Визуально в картине присутствует очарование сельской Англии, дивные пастельные пейзажи сменяются буйным разнотравьем, уютные цветочные орнаменты с книжных обложек удачно гармонируют с интерьерами в духе Уильяма Морриса и Данте Габриэля Россетти да и сами актеры очень живописно смотрятся в скуповатом обрамлении реалий послевоенной Англии. А печальная изнанка повествования мастерски оттеняется обескураживающим английским юмором, хлестким и беспощадным.

Новый сезон "Доктора Кто": Уиттакер отчаянно косплеит Теннанта

Эмили Мортимер каким-то непостижимым образом сумела перевоплотиться в скромную Флоренс Грин, самодостаточную молодую женщину, преисполненную решимости, никогда не расстающуюся с чувством собственного достоинства. Как и многим ее предшественницам по английской литературе, ей удалось отвоевать право на собственное место под солнцем, действуя смело и последовательно. Флоренс - одна из тех, кого окружающие неизменно считают чудачкой, живущей какими-то несбыточными мечтами. Она молчаливо и вместе с тем громогласно заявляет о своем праве не жить чужой жизнью, сплетнями и досужими разговорами, выбрав вместо этого осуществление собственной мечты, которая состоит в открытии книжного магазина.

На самом деле Флоренс отлично понимает правила игры, то, как устроен окружающий мир. Пожалуй, ей недостает представлений о глубине корневой системы социальных плевел, но и это идет на пользу, ведь иногда чем меньше знаешь, тем лучше спишь. Ну а репутация существа не от мира сего - вполне подъемная плата за собственную автономность и надежная защита для того, кто трезво оценивает свои силы в схватке с противником.

"Веном": могло быть лучше, но сойдет

Открытие собственного книжного в "Старом доме", разваливающемся на части, - дерзкое начинание, по крайней мере - по меркам уездного городка середины двадцатого века. Оно в одночасье выводит из спячки все активное население - что местный бомонд, что рядовые горожане с удивлением смотрят на ту, кто отважился приехать к ним и вдобавок пытается установить собственные порядки. Но если простой люд очень быстро смекнул, что в этой затее есть немало положительных моментов, то такие завистливые и чванливые представители элиты как Вайолет Гэмарт (Патриша Кларксон) просто так дело не оставят. При помощи скучающих доброхотов лондонского полусвета жизнь Флоренс превращается в сущий ад. И появление на витрине произведений Рэя Бредбери и "Лолиты" Владимира Набокова здесь - лишь вершина айсберга, эффектный повод свести счеты.

Однако не все классовые и социальные границы (которыми в Соединенном Королевстве не пренебрегают и по сей день) абсолютны. Вполне неожиданно для себя Флоренс находит единомышленников в лице тех, кто в равной степени далеко отстоят от нее - затворник Эдмонд Брандиш (его великолепно сыграл Билл Найи), нашел ее сам, а оборотистая Кристина (в лице пронзительной юной актрисы Хонор Книфси) стала претенденткой на роль помощницы Флоренс в книжном задолго до того, как самой хозяйке магазина пришла в голову идея найти ассистента.

"Черный клановец": Ку-Клукс-Клан похож на обман

По одиночке все трое - дитя, молодая женщина и умудренный жизнью старик - абсолютно беспомощны перед завистью и могуществом власть имущих, и они понимают это. Тем не менее каждый по-своему ведет борьбу до конца, и то, что современный мир безошибочно сочтет поражением, быть может, на самом деле является победой - того редкого свойства, когда можно говорить о победе духа.

Она недостижима в краткосрочной перспективе, становится осязаемой лишь спустя продолжительное время, и ее архитекторам чаще всего не приходится видеть благородных результатов своей борьбы. Но они есть, увековеченные счастливыми носителями переданного им знания, громогласно свидетельствуя о том, что каждое благородное свершение находит своего адресата. А тот, прежде чем принять послание, много лет его носит в нагрудном кармане, не зная, что прочел его и внял ему еще до вскрытия конверта.

4.5

Рецензии