Напомним, что этот проект предусматривает отмену первого практического экзамена, который проводится на закрытых площадках или автодромах. Проверять наличие навыков управления транспортными средствами у кандидатов на получение прав предполагается сразу же на улицах. То есть, в боевых условиях. Площадки остаются только для приема экзаменов на мотоциклах, мопедах и квадрициклах. Способов приема у них экзаменов в городских условиях еще не разработано.
Такое предложение вызвано в том числе и тем, что у экзаменационных подразделений ГИБДД довольно часто нет своих экзаменационных площадок. Поэтому первый практический экзамен принимается, как правило, на площадках самих автошкол.
Некоторые чиновники считают, что если ГИБДД использует площадки автошкол, то таким образом создаются преференции для одних образовательных учреждений, и это плохо сказывается на конкуренции между ними. Но вряд ли это весомый аргумент для отмены целого экзамена.
Надо сказать, что последние изменения требований к экзаменам произошли в 2016 году. Тогда, чтобы соответсвовать этим требованиям, чтобы подготовить к ним учеников, автошколам пришлось значительно вложиться в тоже оборудование площадок. Однако, если теперь от них откажутся, то получится, что все эти вложения были напрасными.
Это напоминает историю, которую уже проходили. Когда вышел регламент ГИБДД, предусматривающий организацию автоматизированных автодромов. Регламент просуществовал недолго. Но некоторые автошколы вложились в эти проекты и построили автоматизированные автодромы, которые сейчас, по сути, оказались не нужны.
При обсуждении было поставлено пять вопросов. На вопрос, какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования, получено 152 ответа. Из них 135 человек, а это 89 процентов, дали отрицательные отзывы. И только 17 экспертов - положительные.
На вопрос, какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования, ответили 140 человек. Из них 113 - выгод и преимуществ не увидели. Не посчитали эффективным способ решения проблемы 109 экспертов из 135. Общее мнение по предлагаемому регулированию оказалось отрицательным у 112 экспертов из 137.
К проекту было направлено 111 экспертных заключений и предложений. Из них 97 - с критикой и замечаниями. При этом разработчик учел 14 мнений, частично учел семь и не учел вовсе мнения 90 экспертов.
Как сообщила корреспонденту "РГ" президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, итоги общественного обсуждения проекта показывают, что большинство образовательных организаций категорически против предлагаемых нововведений. Большой общественный резонанс также вызвала норма об аннулировании результатов экзамена.
Большинство экспертов высказали мнение о том, что при отмене экзамена на площадке есть риски резкого снижения качества подготовки водителей в целом, всплеска недобросовестной конкуренции, роста аварийности, роста необъективности оценки сдачи практического экзамена, утраты наработанной материальной базы для приема экзаменов.
Кроме того, большинство экспертов опасаются, что предлагаемый подход негативно скажется на работе добросовестных автошкол, выполнивших все требования действующего законодательства, а выгоду получат недобросовестные автошколы, которые никогда не имели площадок и автодромов.
Представители ГИБДД считают, что прием экзаменов не касается образовательного процесса, а поэтому не может повлиять на качество подготовки водителей в автошколах. Однако эксперты считают иначе. Процессы обучения и экзамена, по их мнению, неразрывно связаны и взаимно влияют друг на друга. Любые колебания нормативной базы, затрагивающие автошколы и ГИБДД, всегда отражались на качественном состоянии рынка образовательных услуг по подготовке водителей. Татьяна Шутылева напомнила историю 2010 года, когда была отменена норма по выдаче автошколам актов ГИБДД.
Тогда за один год количество автошкол увеличилось практически в два раза - с 6 до 11 тысяч. А сколько из них было теневых - и говорить не приходится. Поэтому косвенное влияние иногда может быть сильнее любой прямой нормы. Напомним, что сейчас площадки - это некий сдерживающий фактор для появления мошеннических автошкол. Хотя зачастую такие автошколы обходят это требование, заключая фиктивные договоры аренды. Именно поэтому были подготовлены проекты приказов МВД о порядке выдаче заключений на соответствие учебно-материальной базы автошкол, а также на соответствие учебных программ.
В них была заложена формула расчета пропускной способности автодрома. Если автодром не позволял пропустить заявленое количество учеников, то заключение не должно было выдаваться. Однако эти проекты получили отрицательные отзывы, и приказами так и не стали.
Упрощение требований к автошколам в первую очередь оборачивается проблемой для будущих водителей. Ведь мошеннические автошколы, собирая деньги с клиентов, навыков управления не дают, а поэтому позволяют себе демпинговать на рынке. Понятно, что человек предпочтет пойти учиться туда, где дешевле, а не туда, где действительно обучают, но значительно дороже. В итоге, клиентов у законопослушных автошкол не хватает, а мошенники процветают.