15.10.2018 19:03
Общество

Педагоги рассказали о работе в селе

Сельские педагоги о технологиях, дорогах и зарплатах
Текст:  Наталья Саванкова (Пенза) Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №231 (7694)
Сегодня в России 1,3 млн учителей, из них сельских - почти 490 тысяч человек. Что касается школ, то их всего около 42 тысяч. Сельских - 24 тысячи, причем почти половина - малокомплектные.
Читать на сайте RG.RU

Практически в каждом регионе есть свои программы поддержки сельских учителей. Например, в Калмыкии начинающим педагогам выплачивают единовременно 100 000 рублей. В Сахалинской области молодым специалистам положена 25-процентная доплата "за село", 20 процентов - за высшее образование, северные и другие надбавки. В течение первых трех лет им положена 40-процентная прибавка к окладу из областного бюджета.

А в Ростовской области по сравнению с городскими преподавателями сельские учителя получают на 25 процентов больше при одинаковых нагрузках. Кроме того, муниципалитет "гасит" затраты на коммунальные услуги семье, в которой есть сельский учитель. Можно приезжать на работу из города, и льгота все равно сохраняется.

Омскую систему образования в этом году пополнил 721 молодой педагог. И почти половина отправилась на село.

В России появятся внештатные психологи

Одна из причин - возможность решить жилищную проблему.

- Это самый важный фактор, - говорит педагог начальных классов Лидия Пензенская. - В городе получить квартиру нереально, снимать - никаких денег не хватит. А здесь не успела приехать - вот тебе ключи.

19-летнюю Лидию родители первоклашек сначала встретили настороженно - "сама еще ребенок". Но, когда поняли, что девушка работает под руководством опытных наставников, успокоились.

- В школе хороший коллектив. Только начала работать, предложили бесплатно пройти повышение квалификации, - делится молодая учительница. - В классе семь сорванцов. Смышленые, забавные, все уже умеют читать и писать. После уроков приходят ко мне в клуб, где я веду кружок "Умелые ручки".

Местные власти выделили ведомственное жилье и 20-летнему учителю физкультуры Игорю Литвинову, который прибыл в Новокиевское село из Казахстана.

- Небольшая, но уютная двухкомнатная квартира с отличным видом из окна. Сказали, что частично будут компенсировать и "коммуналку". А если отработаю в школе 10 лет, то стану собственником, - пояснил "РГ" Игорь.

Конечно, как признаются молодые педагоги, дороги и качество интернета в селе могли быть и лучше. Зато есть и плюсы. Магазины, аптеки, клуб, остановка транспорта - все под боком. Зарплата - вполне достойная.

- Учитывая, что помимо обычных ребят я буду вести уроки и в коррекционных классах, сразу дали прибавку. В целом буду получать 35 тысяч рублей, - говорит Игорь Литвинов.

Молодым сельским учителям в Омской области платят подъемные, дают прибавку к окладу в размере 20-60 процентов (на усмотрение руководства школы). Плюс компенсация "коммуналки" в размере 2,3 тысячи рублей.

В регионе проходят конкурсы молодых учителей "Дебют". А недавно в Омске лучшие мировые практики педагогам показали коллеги из Сингапура. По словам специалистов, сингапурская система превращает урок в интеллектуальную игру. И теперь сельские учителя применяют эти методики в своей практике.

9-й класс встретил вопросом: "А вы зачем к нам приехали?" Я честно призналась: люблю историю и хочу, чтобы дети ее тоже полюбили

С сентября по распоряжению Омского правительства на пять процентов выросли оклады учителей, в том числе и молодых. Такая мера вполне оправданна - учеников становится больше, кадровый дефицит растет. Сейчас в школах региона остаются вакантными более тысячи мест.

...Учительница истории Яна Терещенко отучилась в пединституте и вернулась работать в родной район - в село Полеологово Пензенской области. Сейчас в ее школе около ста учеников.

- Страшно было идти на первый урок, - признается Яна Андреевна. - Девятый класс встретил меня вопросом: "А вы зачем к нам приехали?" Я честно призналась, что с детства люблю историю и хочу, чтобы дети ее тоже полюбили. Любовь к науке, как и к хорошему человеку, с годами крепнет.

Яну Андреевну в школе знают даже первоклашки, хотя на урок к ней они попадут не раньше пятого класса. "Историчка" - самая обаятельная и привлекательная, с этим не поспоришь, и дети к ней тянутся. У молодого педагога есть свой взгляд на развитие школьного образования. Поэтому на вопрос: что изменила бы в школе, будь министром образования? - не задумываясь отвечает: сделала бы так, чтобы основные дисциплины проходили до 9-го класса, а в 10-м и 11-м занимались лишь углубленным изучением дисциплин и подготовкой к поступлению в вуз. Иначе получается, что шестиклассники зубрят историю Франции средних веков, а те, кто уйдет из школы после девятого класса, так и не поймут, откуда взялся Евросоюз. Да и события новейшей отечественной истории останутся для них непройденным материалом.

Минпросвещения создает национальную систему профориентации школьников

Вообще на селе учитель по-прежнему в большом почете. Яна Андреевна это чувствует на себе: каждый с ней на улице здоровается, пропускают вперед в автобусе… А дети искренне стараются сделать приятное, натерев дочиста доску перед уроком.

- В городской школе "здрасьте" в коридоре никто не скажет. Лишь бы на перемене не снесли, а то и такое бывало в педагогической практике, - улыбается Яна Андреевна.

Она уже получила первую зарплату. За работу в сельской местности ей установлен повышающий коэффициент к окладу в размере 0,35. И полная компенсация коммунальных платежей, правда, ее выплачивают месяцем позже по факту оплаченных счетов за газ, свет и воду. А еще молодым специалистам предоставляют льготы по ипотеке - процент самый низкий.

Но в селе частный дом в ипотеку не купить, банки не считают такую недвижимость ликвидной и не берут ее под залог. Поэтому своего жилья у молодого педагога нет: приходится каждый день ездить на уроки из родительского дома за 10 километров. По времени недолго, но если опоздаешь на школьный автобус, придется идти пешком с тяжелой сумкой, набитой тетрадями для проверки.

Яна Андреевна обещала довести пытливый девятый класс до выпускного, а там она окончит магистратуру, в которую поступила заочно. Что потом? Не загадывает. Но школа для нее навсегда - это точно.

Вопрос ребром

Можно ли привести региональные программы по поддержке сельских учителей к общему федеральному "знаменателю"?

- Есть программа "Сельский доктор", а "Сельский учитель" - нет, - говорит министр просвещения Ольга Васильева. - Эта идея давно обсуждается. Однако было бы неправильно каждому расписать: ты приезжаешь и получаешь квартиру, машину, еще что-то… А если у региона такой возможности нет? Что делать? Наша страна очень большая, и у каждого субъекта РФ очень много особенностей: климатических, территориальных, региональных. Каждый регион заботится о своих учителях, и это самая большая неправда, что это не так. Я считаю, что если вернуть то недалекое время, когда у нас была практика, когда одновременно приезжали агрономы, молодые врачи, молодые учителя, строились рядом дома, сельская интеллигенция начинала свою жизнь вместе, то, может быть, это было бы удобнее для ребят.

ВЦИОМ: Каждый пятый учитель недоволен качеством учебников

Развитие сельских школ поддержано в рамках нацпроекта "Образование": выделены дополнительные средства на строительство школ на селе и в малых городах. К 2024 году планируется создать свыше 24,5 тысячи новых мест, а также обновить материально-техническую базу 16 000 сельских школ.

В первую очередь для развития цифровой среды, естественно-научного блока и предмета "Технология".

Инфраструктура сельской школы - это еще и школьные автобусы, которые позволяют обеспечивать подвоз из маленьких сел. Надо сказать, что программа "Школьный автобус" зарекомендовала себя очень хорошо.

Мнение

Ирина Петренко, директор школы хутора Большой Лог Ростовской области:

- В рамках областной программы "Поддержка села" учителя получают у нас 25-процентную надбавку к зарплате. Администрация Аксайского района обещала компенсировать плату за свет, газ, воду. И действительно, один раз в квартал педагогам полностью возвращают расходы на коммунальные услуги. Администрация хутора тоже старается оказать посильную помощь.

Примерно два раза в год из местного бюджета молодым учителям, а также тем, у кого, например, учащиеся победили в районных или областных олимпиадах, выделяется по пять тысяч рублей. Раз в квартал отличившихся премирует и администрация школы. Мы всячески поддерживаем наших учителей, поощряем их участие в различных конкурсах.

Россияне рассказали, каким должен быть идеальный учитель

Так, наш преподаватель математики Елена Ромашова, которая занимается с особенными детьми, в этом году приняла участие в конкурсе "Учитель года" и заняла 2-е место в номинации "Самый классный классный". Учитель истории Олег Елдинов два года назад принял участие в конкурсе "Учитель года" и стал лауреатом в номинации "Дебют". За свои достижения он получил премию губернатора области - 50 тысяч рублей. Сельская школа дала ему хороший старт, и сейчас Олег Александрович преподает в крупнейшем вузе Ростова-на-Дону.

К сожалению, у администрации нет возможности предоставлять молодым специалистам жилье, а это наиболее острый вопрос. В хуторе нет общежития, а из Ростова в Большой Лог не наездишься.

Вот сейчас срочно нужен учитель химии, но пока никто не соглашается именно из-за того, что жить негде. Раньше у нас химию преподавал аспирант, у него родители живут рядом - в городе Аксае, но специалиста переманила в город коммерческая фирма.

Подготовила Ирина Варламова, Ростов-на-Дону

Образование Минпросвещения