Композит, протезы и рыбная ферма
Сейчас на инвествитрине восемь проектов. Шесть из них появились на сайте еще до презентации площадки и удивили многообразием. Глава корпорации "Развитие" Константин Тетерин отмечает, что зачастую с презентациями к ним приходят молодые ученые. Показывают разработки и конкретные бизнес-планы. Но есть и такие, у которых в активе пока лишь идеи.
На что же ищут деньги молодые предприниматели? Одни намерены создать комплекс для выращивания рыбы за 139,5 миллиона рублей, другие - производить керамзит по современной технологии изготовления пористых материалов за 273 миллиона. И тот и другой проекты - по сути, вузовские разработки. Причем потенциальные производители керамзита уже собрали больше половины нужной суммы для старта бизнеса.
Число вложений на инвествитрине тоже видно. И, как показывает практика, чем большей популярностью пользуется проект или идея, тем активнее люди инвестируют в него свои средства. Получается, что одни инвесторы идут вслед за другими.
Представители компании Passteam Сергей Козлов и Владимир Стрижаков не ожидали, что найдут инвестора для своего проекта так быстро. Они предложили рынку, на их взгляд, логичное решение: перевести все дисконтные карты и клубные купоны в электронный формат. Предприниматели уверены: молодое поколение уже привыкло к возможности расплачиваться в магазинах банковской картой. Так почему бы не получать причитающиеся скидки и бонусы таким же образом?
- Мы помогаем бизнесу "положить в телефон" дисконтные карты, карты лояльности, купоны и так далее, - говорит Стрижаков. - И таким образом создаем систему, которая позволяет управлять этими картами.
На инвествитрине команда заявила проект на 30 миллионов рублей. Инвестор уже появился, но, по словам Сергея Козлова, не это главное: предприниматели получили массу консультаций от экспертов, и их советы были очень полезны.
Понемногу получают поддержку и другие проекты: например, система мониторинга состояния здоровья сельскохозяйственных животных. Принцип ее прост: умные датчики, прикрепляясь к телу коровы, собирают информацию о состоянии ее организма. Все данные после аккумулируются и дают собственнику поголовья четкую картину.
После официальной презентации на инвествитрине появились новые проекты, в том числе и с ярким социальным акцентом - выпуск суперпротезов рук и ног.
Долг или доля
Эксперты отмечают, что инвестора должна заинтересовать не только востребованность бизнес-продукта, но и потенциальная прибыль, которую в результате он может получить. Поэтому начинающие предприниматели сразу заявляют, берут они деньги в кредит под определенный процент или предлагают войти в уставной капитал.
Константин Тетерин отмечает, что риски, связанные с вложениями средств в каждый проект или в стартап, - забота того, кто дает деньги. Задача корпорации - пока лишь "упаковать" идею, и благодаря этому заработать. Однако именно этот процесс и защищает потенциальных инвесторов.
- Как таковой экспертной оценки у нас нет, - поясняет он. - Но все мы видим на инвествитрине своеобразный рейтинг.
Если проекты проработаны, то это отмечается на площадке - и, следовательно, риски вложения в них минимальны. А вот если это просто бизнес-идея - инвестору стоит задуматься.
Впрочем, это совсем не значит, что никто не обратит внимания на последнюю категорию. Региональный представитель Агентства стратегических инициатив в Белгороде Алексей Суворов отмечает, что для таких стартаперов важно просто привлечь внимание потенциальных инвесторов. Даже если после этого они не реализуют на практике свою идею, они успешно могут реализовать чужую.
- Сегодня весь мир смотрит не на проект, а на команду, - уверяет он. - Будучи в Силиконовой долине, я в этом убедился. На самом деле люди готовы инвестировать. Только в некоторых случаях они говорят: ребята, этот ваш проект закрывайте, мы дадим вам другие - разрабатывайте их. То есть инвестирование идет не в проекты, а в команды.
Именно поэтому в корпорации позволили разместиться тем, у кого, помимо идеи, пока и нет ничего.
- Мы понимаем, что те, у кого есть хоть какой-то актив, пойдут в банк, получат кредит под залог и проценты и будут сами работать. Но ведь есть те, у кого нет такой возможности. Им что делать? - рассуждает Тетерин. - Как раз для них краудинвестинговая платформа и есть тот самый шанс, который позволит привлечь инвестора. Мы приглашаем всех, даже с самой простой идеей. Пожалуйста, размещайтесь. Мы поможем упаковать.
Он отмечает, что скептики могут сказать, что это - как раз задача власти. И потому глава корпорации подчеркивает: отсутствие посредника нейтрализует саму возможность проявить коррупционную составляющую. Чем меньше промежуточных звеньев, тем, по его словам, эффективнее коммуникация между стартаперами и инвесторами. Совсем скоро корпорация эту функцию полностью переложит на электронный сервис, а ее эксперты будут заниматься проработкой и "упаковкой" проектов.
- Конечно, некоторые считают нашу затею несерьезной, - продолжает Тетерин. - Но кто-то уже получает деньги для своего проекта и реализует его. Судить можно только по плодам.
Поставили инвестбульон
Пока единственный пустой раздел сайта - "Вторичный рынок". Предполагается, что в будущем его будут заполнять презентациями бизнеса, который владельцы планируют продать. И если со стартаперов корпорация не берет денег за "упаковку", то в этом случае услуги будут платными.
Константин Тетерин отмечает, что цель продажи бизнеса - заработок, и если для этого нужны дополнительные услуги - то почему за них не должны платить?
- Если бизнес так хорош, что покупатель на него найдется и без презентаций, то зачем в таком случае продавцу инвестплатформа? - рассуждают эксперты. - Он продаст его и так.
Многие ищут в краудплатформе выгоду для корпорации. Она есть, но прослеживается не так прямолинейно, как многие думают.
- Так в чем же наш интерес? Мы развиваем инновационную среду и выстраиваем кооперационную связь между инициатором проекта, университетами, бизнесом, бизнес-ангелами, и при этом мы видим хороший потенциал для себя, - резюмирует Тетерин. - Ведение инвестиционных проектов - это основная задача корпорации, и нам будет выгодно, если стартапы и проекты останутся в нашем регионе, а бизнесмены не будут искать инвестиций за его пределами. К тому же наша задача - популяризировать инновации и те команды, которые ими занимаются. Их мы должны научить правильно упаковывать проекты и презентовать их, привлекать поддержку. Ну и нам надо представить бизнес-сообществу и общественности инноваторов, чтобы их заметили.
Весь этот процесс Алексей Суворов, в свою очередь, назвал "инвестиционным бульоном". Но без активности инноваторов и инвесторов его не приготовить.