Показательно, что и то, и другое происшествие связано с проездом большегрузного транспорта. В Свободном в момент обрушения по мосту двигался тяжелый грузовик с песком. В Хабаровске, после того как по сооружению пронесся 60-тонный самосвал, пошло трещинами отремонтированное в этом году дорожное покрытие и образовался заметный прогиб.
Отдаю должное советским инженерам и строителям: возведенные ими мосты рассчитаны на нагрузку до 80 тонн, хотя в то время таких машин на наших дорогах не было в принципе. И сейчас эти переходы функционируют, хотя по ним нередко ездят автомобили, в кузов которых свободно помещается целый вагон груза.
И даже при такой нерасчетной нагрузке эксплуатировать мосты можно, если соблюдать межремонтные сроки и регулярно оценивать их состояние. По нормам Росавтодора, каждые десять лет необходимо проводить обследование и паспортизацию мостов (а на федеральных дорогах - раз в пять лет). Кроме того, каждые десять дней трассы и искусственные сооружения нужно осматривать и устранять мелкие неполадки. Но реально эти требования выполняются далеко не всегда.
Важный момент: заказы на обследование мостов, как и многие другие работы, в соответствии с федеральным законом № 44 о госзакупках, распределяются через торги. Поскольку основной критерий при этом не качество оценки, не опыт предприятия, не квалификация специалистов, а исключительно цена, то выигрывает тот, кто предлагает минимальную стоимость. Результат известен: иногда "обследование" проходит даже без выезда на место. Из кабинета. Подрядившаяся на работы компания берет старые материалы освидетельствования объекта, перерабатывает их и выдает за новые.
Но даже получение реального результата обследования не всегда предполагает адекватные меры со стороны владельца сооружения. Например, аналогичный свободненскому путепровод через железную дорогу есть в Долинске Сахалинской области. Он на ладан дышит, однако движение по нему довольно интенсивное, в том числе и тяжелых машин. Значит, и здесь есть предпосылки к обрушению.
Хотя в целом, если оценивать состояние мостов на Дальнем Востоке, и в Амурской области, и в Сахалинской за ними неплохо смотрят. Несколько хуже - в Хабаровском крае. Самая критичная ситуация - в Приморье и Еврейской автономии. При этом не осталось структур, которые в регулярном режиме следят за инженерными сооружениями. Лет десять назад "благополучно" уничтожили мостоэксплуатационное управление в Хабаровске. Развалена мостоиспытательная станция в Уссурийске. Большинство мостоотрядов прекратило существование.
Оставшиеся специалисты, как правило, действуют в режиме пожарной команды - когда что-то случилось. Вот глава Приамурья Василий Орлов распорядился перепроверить все мостовые переходы в регионе. А их сотни по области, только деревянных - 80 штук. Но обследовать все мосты одномоментно невозможно: для полноценной работы и качественного результата только по одному объекту необходимо как минимум пять специалистов с соответствующим оборудованием. И требуется на квалифицированное обследование порядка месяца.
В Амурской области мост обрушился на железнодорожные пути