Анна Косарева, генеральный директор одного из немногих благотворительных фондов, нацеленных на помощь старикам, считает, что выход только один: привлечение к заботе о пожилых сочувствующих граждан и их кошельков.
- Пока в обществе царят другие настроения, - с сожалением говорит она. - Люди охотно готовы перечислять денежную помощь на лечение больных детей, на создание приютов для животных, а вот про стариков они задумываются в последнюю очередь.
На это есть несколько причин, полагают эксперты. Во-первых, дети или кошечки-собачки сами по себе умилительны, тогда как старики с их устоявшимися привычками и зачастую совсем не "мимимишным" видом проблематичны. Во-вторых, нажитое за долгие годы имущество и гарантированные государственные пенсии создают ощущение, что у пожилых людей и без того есть некая "подушка безопасности". Зачем им помогать? А между тем, есть проблемы, которые на первый взгляд незаметны, но их решение может значительно улучшить качество жизни пожилого человека. И из проблемы превратить его в полноценного члена общества.
Вере Федоровне Павловой 91 год. Живет она одна и давно уже страдает тугоухостью. Но не настолько, чтобы по квоте государство обеспечило ее бесплатным слуховым аппаратом: для этого процент потери слуха недостаточный. А ведь нормальный слух для одиноко проживающего человека - это не прихоть, а условие безопасности: на улице, в общении с другими людьми. Приобретенный с помощью благотворителей аппарат, по словам самой Веры Федоровны, "просто возродил ее к жизни". Она спокойно стала выходить на улицу, с комфортом смотреть телевизор, не опасаясь, что соседи опять начнут стучать в стенку...
- Государство немало делает для пожилых людей, - подчеркивает Анна Косарева. - Но пенсионер пенсионеру рознь. С пенсией в 13-15 тысяч жить не просто.
По словам специалистов, есть некий зазор между тем, что гарантированно предоставляют человеку власти, и тем, что реально может улучшить его жизнь. Скажем, дорогостоящие лекарства нового поколения. Сегодня, например, для лечения остеопороза есть препараты, которые весьма эффективны, но они очень дороги. Их выписывают по квоте, и на всех не хватает. А деньги на то, чтобы приобрести их самостоятельно (несколько сотен тысяч рублей), редко у кого находятся. Такой подарок - запас препаратов от остеопороза - фонд сделал Диане Николаевне Шлыковой. Курс этого чудо-лекарства способен практически полностью вылечить пациента, восстановив костную ткань, избавить его от болей и неподвижности. Диана Николаевна бесконечно признательна каждому, кто ей помог.
- Моя самая большая мечта - снова стать самостоятельной, ходить гулять в парк, встречаться с подругами. Благодаря вам в моей жизни появилось больше радости и света. Теперь хочу дожить минимум до ста лет! - говорит она.
За каждой фамилией тех, кому помог фонд, - целая судьба, иногда весьма трагическая. Как, например, у Александра Ивановича и Ирины Михайловны Белоусовых. Он всю жизнь обеспечивал наш город связью: строил телефонные станции, прокладывал кабели в метро, впоследствии занимался устройством пожарной сигнализации, в том числе в самых знаменитых музеях Петербурга: Эрмитаже, Петергофе, Царском Селе. Она долгие годы проработала в институте токсикологии. Все рассыпалось в 1997 году. Семья Белоусовых, планируя купить квартиру сыну, продала свою, влезла в валютные долги и в результате осталась ни с чем - без денег и без квартиры. А вскоре в автоаварии погиб их единственный сын. Эти трагедии так подкосили здоровье Ирины Михайловны, что с ней случился тяжелейший инсульт. А вскоре и Александр Иванович тяжело заболел - ему чудом удалось избежать ампутации ног. Пожилые супруги живут на пенсию в 23 тысячи рублей на двоих. Но, нежно любя друг друга, мечтают дожить до золотой свадьбы.
- Наш фонд закупил для Ирины Михайловны дорогостоящий препарат, благодаря чему ее реабилитация после инсульта стала проходить более успешно, - говорят сотрудники фонда. - А Александру Ивановичу мы помогаем препаратами для предотвращения тромбов в прооперированных ногах.
Но не только приобретение лекарств находится в центре внимания фонда. Блокадницу Татьяну Давыдовну Романову в свое время мать не отправила в эвакуацию, так как боялась, что она пропадет или погибнет. Дома оставлять малышку было нельзя, поэтому мама брала ее с собой на работу. Выжить Татьяне Давыдовне, как говорит она сейчас, помогло то обстоятельство, что семья жила неподалеку от Лесотехнической академии: "Мы собирали сосновые веточки, летом ели траву".
Все 900 дней она провела в блокадном городе. А после стала конструктором одежды, много лет проработала в Ленинградском доме мод. Сейчас, вспоминая свою жизнь, она плачет о дочери, непоправимо рано ушедшей от рака крови. О молодости, которую не вернуть. И изо всех сил старается не впадать в грех уныния.
- Какой смысл сидеть на лавочке у подъезда и обсуждать болезни? - говорит она. - Жизнь в любом возрасте предоставляет человеку новые возможности. У нас совсем рядом с домом отличный клуб: хожу туда заниматься испанскими танцами, бываю в театрах.
А вот ремонт в квартире не делали с момента постройки дома - самой Татьяне Давыдовне уже никак. Сотрудники фонда привели в порядок кухню, коридор и санузел.
Всего только за текущее лето новый благотворительный фонд поддержал семерых петербуржцев, оказав им помощь на сумму 1 047 556 рубля. Но только этим его деятельность не ограничивается.
- Благодаря фонду мы сумели закупить оборудование, пополнить расходные материалы, мягкий инвентарь, - говорит заместитель главного врача гериатрического центра Наталья Советкина.
Такую же благодарность выражает и главный врач Максимилиановской больницы Ирина Савицкая: "Конечно, все это на больницу выделяется, но в ограниченном количестве. А нормативы - скажем, два памперса в сутки на человека - часто обеспечивают самый минимум потребностей. Для комфортной жизни нужно гораздо больше. Или гораздо лучшего качества".