31.10.2018 16:48
Кинократия

Что смотреть на Фестивале британского кино в Москве

Лантимос, Эверетт, очередная экранизация Макьюэна и много комедий
Текст:  Юлия Авакова
Начало последнего осеннего месяца в столице будет ознаменовано знаковым событием, проходящим уже в девятнадцатый раз - со 2 по 18 ноября в Москве состоится 19-й фестиваль британского кино, представляющий отечественным зрителям редкую возможность ознакомиться с последними достижениями Соединенного Королевства в области кинематографии.
Читать на сайте RG.RU

Следует также отметить, что некоторые из фильмов ("Колетт", "Фаворитка" "Вы умрете или мы вернем вам деньги") позже можно будет увидеть в российском прокате.

Фильмом открытия фестиваля станет биографическая лента Уоша Уэстмоленда "Колетт" (Colette) с участием таких прославленных актеров, как Кира Найтли, Доминик Уэст и Фиона Шоу. Кира Найтли выступила в этом фильме в роли французской писательницы Сидони-Габриэль Колетт, чей бескомпромиссный взгляд на мир и его обитателей зародился, как ни странно, в "прекрасную эпоху", которая позже воспринималась свидетелями мировых войн как последний блаженный вздох еще не обезобразившей себя европейской цивилизации. Колетт достаточно рано вышла замуж, ее избранником оказался писатель и журналист Анри Готье-Виллар, который на протяжении многих лет эксплуатировал незаурядный литературный дар жены, публикуя написанные ей романы под собственным именем и незаслуженно получив славу знатока женских сердец - ведь романы о Клодине были исполнены особым психологизмом, выгодно отличавшим творения Готье-Виллара от того, что писали многие из ныне безвестных его современников. Но зло не может длиться бесконечно долго - и постепенно (пусть и мучительно) Колетт берет свою судьбу в собственные руки - к неудовольствию многих из своего окружения.

Еще одной необычной биографической драмой, привезенной на фестиваль, станет "Счастливый принц" (The Happy Prince) о последнем отрезке жизни обесчещенного Оскара Уайльда, снятый Рупертом Эвереттом по сценарию, написанному им собственноручно, с самим собой в главной роли. В этом произведении режиссер рисует достаточно неприглядную картину, лишь условно совпадающую с событиями этого периода жизни великого писателя. Но, пожалуй, Эверетту удивительно точно удалось передать отношение мира к Уайльду, когда большинство тех, кто еще недавно ему рукоплескали, отвернулись от него, не упустив возможности уколоть побольнее, беспомощную горечь самого писателя, его обреченность и нарастающую внутреннюю отстраненность от мира - вероятно, не в меньшей степени, чем болезнь, предрешившую его безвременную кончину. Помимо впечатляющей игры Эверетта, зритель увидит умелое перевоплощение Колина Ферта в друга писателя Реджинальда Тернера и краткую по экранному времени, но от этого ничуть не менее впечатляющую игру Эммы Уотсон (Констанс Уайльд).

Еще одним ожидаемым фильмом станет "Фаворитка" (The Favourite) греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, решившего углубиться в исторические перипетии высшего света Англии начала XVIII века и, видимо, отойти от созерцания мира в абсурдистско-антиутопическом ключе ("Лобстер"/ Lobster  и "Убийство священного оленя"/ The Killing of a Sacred Deer тому порукой). Тем не менее поразительная внутренняя динамика, характерная для произведений Лантимоса, явит себя и в этот раз: королева Анна, герцогиня Мальборо и ее кузина Эбигейл со всей очевидностью докажут, что борьба женщин за власть и влияние ничуть не уступает привычному мужскому противоборству. Более того, она крайне отчаянна, жестока и неприглядна. И трио в лице замечательной Оливии Коулман, Эммы Стоун и Рэйчел Вайс это наглядно продемонстрирует - под бдительным взглядом Марка Гейтисса, Николаса Холта и других.

Посетит Москву и очередная экранизация Иэна Макьюэна - "На берегу" (On Chesil Beach), созданная Домиником Куком с актерским участием Сирши Ронан и Билли Хоула. Снять фильм по произведению этого автора - крайне рискованное (а потому и притягательное) предприятие для режиссера. Например, "Искупление" (The Atonement) Джо Райта с Джеймсом МакАвоем, Кирой Найтли, Сиршей Ронан и Бенедиктом Камбербэтчем вышло на редкость сильным, а вот недавнее детище BBC "Дитя во времени" (The Child in Time) Джулана Фарино с Камбербэтчем и Келли МакДональд при всей своей гладкости и аккуратности получилось откровенно беспомощным. Доминик Кук более-менее справился с поставленной задачей - и снял элегическое, медленное кино, завораживающее пейзажами и продуманностью каждого движения актеров. Многие, вероятно, придут в выводу, что один из создателей "Пустой короны" (The Hollow Crown) слишком драматургичен, однако ему удалось на удивление полно раскрыть многогранность конфликта между молодоженами Эдвардом и Флоренс.

Проникновенная драма Клио Барнард "Темная река" (Dark River), подобно прошлогодней Божьей земле" (God's Own Country) Френсиса Ли, рассказывает об изнанке уединенной жизни на ферме. С одной стороны, удаленность от людей способствует отрешенности и внутренней собранности, а с другой  - создает безвоздушное пространство, которое может быть заполнено всем, чем угодно. Все зависит от душевных качеств, морали и нравственности обитателей, ведущих существование, сокрытое от посторонних глаз. Брат и сестра Джо и Элис встречаются на ферме отца спустя некоторое время после его кончины. Они не видели друг друга много лет - с тех пор, как Элис убежала из дома. Что бы они ни делали, тень покойного отца (Шона Бина, между прочим) преследует их по пятам, а его тяжелая поступь гулко отдается  в биении их сердец. Джо и Элис по-своему любят друг друга, но при этом оказываются совершенно не способными жить на одном участке земли. Кажется, что эти обозленные, выросшие без ласки люди, которые не умеют выражать собственные эмоции, перегрызут друг другу глотку. Но в естественный ход событий вмешивается злой рок, распространяющий повсюду ядовитые плевела почившего предка. И история пойдет совершенно по другому пути.

Британец Стив МакКуин снял фильм-эпопею "Вдовы" (Widows) с Лиамом Нисоном, Колином Фарреллом, Виолой Дэвис, Мишель Родригес и Элизабет Дебики. Островная основательность режиссера в сочетании со смешанным англо-американским актерским составом и реалиями Нового Света породили очень интересный синтез и явили миру своеобразнейший альманах о женщинах, потерявших своих мужей в криминальных разборках между членами преступной группировки и чикагскими политическими кругами. Вторые, одержавшие победу, как очень быстро оказывается, не особо уступают в жестокости поверженным гангстерам и предъявляют вдовам счет, который невозможно оплатить.

Зрителей также порадует целая россыпь британских комедий. "Однокашники" (Old Boys) Тоби МакДональда с молодым Алексом Лоутером рассказывают историю, достойную ростановского Сирано де Бержерака, только разворачивающуюся в современных реалиях частной британской школы.

Еще одна вариация на школьную тему, правда, куда более изуверская, навевающая воспоминания о видеоряде к "Стене" Pink Floyd, представлена в фильме Криспиана Миллза "Правила бойни" (Slaughterhouse Rulez). И, естественно, при таких исходных составляющих у представителей "туманного Альбиона" могла получиться только хоррор-комедия.

В программу вошли сразу два фильма Джейми Адамса - рок-мокьюментари "Певчая птица" (Songbird), а также комедия "Бунтарка без причины" (Wild Honey Pie!). В последней рассказывается о странной творческой паре, чьи любовные отношения вмещают в себя все многообразие оперных страстей, выглядящих в повседневной жизни как безнадежный гротеск. Что же касается музыкальной темы, то помимо вышеупомянутой реминисценции Адамса по ушедшим девяностым, можно будет увидеть "Смешную корову" (Funny Cow) Адриана Шерголда с Максин Пик, Стивеном Грэмом и Пэдди Консидайном о звезде стендапа семидесятых.

Картина "Вы умрете или мы вернем вам деньги" (Dead in a Week: Or Your Money Back) блещет замечательными талантами: там можно будет лицерзреть во всей красе Анайрина Барнарда, Тома Уилкинсона и Кристофера Экклстона. Режиссеру Тому Эдмундсу неожиданным образом удалось найти лазейку в избитом сюжете: молодой писатель, разуверившийся в жизни и ее прелестях, вознамерился покончить с собой. Но, в строгом соответствии с канонами изуверского британского юмора, ему это никак не удается, каждый новый план дает сбой. В итоге мечта опрометчивого юнца получает воплощение в реальности: на его пути возникает тот, кто представляется очень коротко, но доходчиво: "Лесли О"Нил, убийца". Казалось бы, теперь все точно пойдет как по маслу, но не тут-то было…

Истосковавшиеся по британским ромкомам (а эту экспортную категорию фильмов с Британских Островов впору выделять в отдельный поджанр) получат вознаграждение за свое терпение в виде произведения "Познакомься с новыми обстоятельствами" (Finding Your Feet) с опытнейшей Имелдой Стонтон, Селией Имри, Тимоти Споллом и другими. Предлагаемые обстоятельства, в которых действовал режиссер Ричард Лонкрейн, сами по себе вызывают улыбку: леди Сандра Эббот проводит торжественный ужин в честь дражайшего мужа, выходящего на пенсию под музыку и с песнями. Но вот незадача - во время самого мероприятия оказывается, что супруг - отнюдь не такой уж почтенный семьянин и изменяет Сандре с ее лучшей подругой. В смятении чувств она бежит за утешением к своей сестрице, не представляя себе в полной мере, что ее ждет.

На фестивале можно будет также увидеть британо-ирландско-американскую копродукцию "Неповиновение" (Disobedience) чилийского режиссера Себастьяна Лелио с Рэйчел Вайс в главной роли, молодежную драму Джейми Джонса "Подчиняйся" (Obey), гротескное ретро Ричарда Биллингэма "Рэй и Лиз" (Ray and Liz), программу современной британской анимации, а также картину Каррен Гиллан "Вечеринка только начинается" (The Party's Just Beginning). Ее актриса и режиссер представит в Москве самолично - в рамках образовательной программы фестиваля при поддержке Московской школы кино.

Расписание показов и описание фильмов можно посмотреть на сайте организаторов проекта.

В фокусе