06.11.2018 21:12
Общество

Как забытый моногород стал "цифровым" полигоном

Забытый моногород стал "цифровым" полигоном
Текст:  Владимир Емельяненко
Российская газета - Столичный выпуск: №249 (7712)
В Гусев под Калининградом на работу едут из Риги, приграничных польских и немецких городов и даже из Сибири. Город победил в конкурсе "Комфортная городская среда". А все началось с брака: в "нулевые" сбыт телевизоров калининградской сборки упал - из-за горящих микросхем, как правило, китайских. И Балтика пошла ва-банк.
Читать на сайте RG.RU

В городке Гусев выросли "Цифровые телесистемы" - первый в России завод по производству цифровых телеприставок. В него мало кто верил, но отечественные микросхемы оказались дешевле и долговечнее. Это был шанс: завод разросся в наукоград "Технополис GS" - с Центром исследований и производства микроэлектроники, университетским кампусом, с фабрикой упаковки и заводом по литью пластмасс, коттеджным поселком и фондом "Креативная платформа". Вместе они обозначили конец моногороду Гусев с его советской социальной инерцией и запустили еще одну микросхему - переосмысления жизни в малом городе.

Инновационным центрам предоставят специальный налоговый режим

Вначале город думал, что просто строит еще один завод, пусть и завод-"цифру", но постепенно вместе с ним заработала местная история об общественном пространстве. Выяснилось, что комфорт среды - это совсем не площадь, вымощенная плиткой, а люди - вредные, активные. Они больше не ждут перемен "сверху". Если считают, что предлагаемые перемены "не то", отклоняют. И формулируют свои представления о том, что можно сделать из старого сквера.

Так "Креативная платформа" и городское сообщество настолько вошли во вкус, что раскритиковали федеральный проект реставрации исторического центра, и предложили свой. Тем самым, они почти по Канту, доказали его аксиому: "конфликт со счастьем" - это когда ему неохота оставаться неизменным, помогает его развить и сохранить. Ведь когда строится не вообще пространство, а о котором люди мечтали, конфликты неизбежны. Дело не только в изменении архитектурной документации, но в создании горизонтальной площадки для договоренностей - с муниципалитетом, общинами, соседними городами, с минстроем. Ведь Москва и регионалы создают условия для инноваций, а социальную среду по инерции считают "довеском моногорода". А она в Гусеве непростая - и укорененные жители, и "варяги" - ученые и технические специалисты из университетов Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Томска, Москвы и балтийских городов.

Уверенность в своих силах к городскому сообществу пришла, когда 28-тысячный город перестал разъезжаться в поисках работы по окрестностям и вырос на 1500  рабочих мест и продолжает их увеличивать. "Цифра" дала ему возможность работать дома и новую среду обитания. Ее творят сами горожане. Они проектируют новые улицы, реставрируют старые, мостят тротуары и творят современную историю.

То, что люди наукограда не мигранты и не "гарнир" местной среды к федеральным проектам, объясняет история с открытием в Гусеве (до 1946 года - г. Гумбиннен, Восточная Пруссия) мемориального парка Первой мировой войны. Центром музея стал памятник Гумбинненскому сражению 1914 года, в котором победила Россия, а сердцем - скульптура Михаила Шемякина "Памяти забытой войны, изменившей ход истории".

Научные организации смогут проводить закупки без конкурса

Евроаккуратность к своей истории культивируют и местные волонтеры. Они следят не только за парком, но и благоустраивают воинские захоронения: под селом Подгоровка - советское, под Гусевым - немецкое. Работа над сохранением исторического наследия потянула диалог - с властью, наукой, соседними регионами и с приграничьем. Так он перерос в международный фестиваль "День Технополиса GS", который собирает более 20 тысяч зрителей. А культурный и социальный диалоги родили спрос на диалог с сообществом бизнеса.

"Цифра" дала городу 5000 новых рабочих мест и новую среду обитания. Ее творят сами жители - проектируют новые улицы, рестиврируют старые

Когда в 2018-м "Цифровые телесистемы" начали выпускать более 2,5 миллиона ТВ-приставок, они снова пошли ва-банк - начали искать выходы на рынки Праги, Берлина, Варшавы, Вены. Так Гусев стал своего рода "цифровым" полигоном России. И по встраиванию в глобальные тренды - русские телеприставки составляют 2 процента от мирового объема. И по перезапуску бесперспективного моногорода в инновационный город нового типа. Гусев показывает, что эра Сколково или Иннополиса, когда инновации ограничивались образованием и экспертизой, уступает дорогу производственным мощностям и активности социума - в Гусеве она дошла до того уровня развития, когда бывшие общественники становятся городскими управленцами или научными консультантами местной мэрии.

Наука