06.12.2018 16:47
Культура

В Петербурге поставили рассказ Солженицына "Матренин двор"

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Главный режиссер Театра имени В.Ф. Комиссаржевской Леонид Алимов выпустил спектакль "Матренин двор" по одноименному рассказу Александра Солженицына. Премьера, которую 11 декабря сыграют в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской, посвящается 100-летию со дня рождения великого русского писателя, философа, лауреата Нобелевской премии.
Читать на сайте RG.RU
Спектакль "Матрёнин двор"

Рассказ был напечатан в журнале "Новый мир" в 1962 году, а в 1989-м - в "Огоньке". Действие происходит в 1956 году, во Владимирской области. Анна Ахматова так отзывалась о новой работе Солженицына: "Удивительная вещь... Это пострашнее "Ивана Денисовича"... Там можно все на культ личности спихнуть, а тут... Ведь у него не Матрена, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги"... Лидия Чуковская писала в своем дневнике в 1962 году: "…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, ну, конечно, и литературным мастерством. А "Матрена"… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорбленной любовью".

Новый худрук "Практики" Марина Брусникина рассказала о планах театра

Первоначальное название рассказа - "Не стоит село без праведника". "Житие праведницы в одном действии" - так определяет жанр спектакля режиссер. В главной роли - простой деревенской женщины Матрены Васильевны Григорьевой - заслуженная артистка России Нелли Попова. "Бессребреница, чудачка, по сути - юродивая", - говорят про Матрену. Солженицын писал: "Есть такие прирожденные ангелы, праведники, мы их видели, удивлялись ("чудаки"), пользовались их добром…". Читаем:

- Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

- Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.

- Послевоенная Владимирская область, мы переносим на сцену текст Солженицына, ничего не переиначиваем, - поделился с "РГ" режиссер Леонид Алимов. - Это ни в коем случае не "датский" спектакль к 100-летнему юбилею писателя, просто так счастливо сошлись звезды, обстоятельства, наши планы. Я давно хотел поставить "Матренин двор". Как 30 лет назад прочитал рассказ в перестроечном "Огоньке" (до сих пор помню иллюстрацию), так он меня и не отпускал…

Мне хотелось создать мир деревни - абсолютно отдельный. Уйти в другую реальность. При этом не впасть - еще на уровне сценария - в "сагу о русской деревне", тем более мы знаем такие образцы великих постановок, к каким не подтянуться. Хотелось сделать притчу, житие, сказ о Матрене. И мы придумали его при помощи сценографии, света, музыки. За что я благодарен постановочной группе. Сценографией занимался главный художник Комиссаржевки Анвар Гумаров, мой постоянный соавтор, мы вместе ставим и в "Балтийском доме", и в Китае, и здесь. Художник по костюмам - Фагиля Сельская, по свету - Денис Солнцев. Я всегда сам подбираю музыку, это настроение, нерв спектакля. Хотя наша постановка - про деревню, народных песен в ней только две - "Милосердная сестра" времен Первой мировой войны и "На мне шуба худая".

Актер из Берлина представил моноспектакль о Нурееве

Многие удивляются, узнав, что согбенную "старуху" Матрену играет Нелли Попова, молодая, красивая актриса. В спектакле занято и старшее поколение, и молодые артисты, только что принятые в труппу. Например, роль Игнатьича в молодости, учителя, постояльца Матрены, исполняет Богдан Гудыменко, выпускник мастерской Сергея Бызгу.

- Я, конечно, была удивлена назначению меня на роль Матрены, - призналась Нелли Попова. - Режиссер хотел уйти от стереотипа: если Матрена, то дородная, здоровая русская женщина. Нет, наоборот - худая, маленькая, хрупкая, на которых и держалась вся земля наша. Матрена - это образ России, как бы это пафосно ни звучало. У нее, как и у многих в то время, нелегкая, нерадостная жизнь была. Послевоенное время: мужиков в деревне мало, вся тяжесть легла на плечи женщин. Безотказная, готовая всегда прийти на помощь, верующая по-своему в Бога, чистая душа, ничего не требующая взамен.

Актриса Светлана Слижикова играет несколько ролей.

- Режиссер выстроил характеры так: Молочница - родная такая Россия, тепло, красота, нежность. Чиновница - зло, которое привело к тому, что Россия на коленях. Сестра Матрены - я задалась, а сестра у меня блаженная, ей ничего не надо, все раздаст, - говорит актриса. - Конечно, я мечтала сыграть прозу Солженицына. Рассказ "Матренин двор" прочитала еще в юности. Простая история, казалось бы. Но какая трагическая... Так моя мама жила, и ее мама тоже. Что они видели радостного? И не любят односельчане Матрену, и топчут, сгибают, и смеются над ней. А она - как березка - гнется, а потом раз - и выпрямится. Если задуматься, это не только образ женщины, это образ России. Так трудно и так страшно - познать любовь и потерять. И нести ее в своем сердце всю жизнь… Ни мужа, ни детей. И радости никакой. Но обрела покой в душе, связь с Богом. Живет вне суеты, радуется солнышку. Необласканная, недолюбленная, а все равно несет свет и тепло. Такая она, наша женская природа. Спектакль пронзительный, своевременный, говорят нам зрители.

Эрмитажные коты станут героями спектакля "Дворцовые стражи"

Будет ли интересна постановка зрителю ХХI века, особенно юному, молодому, тронет ли его? Такой несовременный текст: "Не берет Матрена денег, работает на других бесплатно". "Ходики куплены в сельпо". "А завтрак вам приспе-ел". "Что мог я заказать к ужоткому? Все из того же, картовь или суп картонный". Бараки, Торфопродукт, собес, канцелярия…

- Нужна ли кому-то сегодня эта история? Мы тоже задавались этим вопросом. Эта история генетически в каждом из нас. В воспоминаниях о наших бабушках, прабабушках. Они - это мы, Матренин двор. Каждый вспомнит что-то свое. Я знаю, кому посвящаю этот спектакль, - говорит Нелли Попова.

Народный артист России Георгий Корольчук (Игнатьич в старости) на вопрос корреспондента "РГ": "Думали вы, что когда-нибудь будете играть прозу Солженицына?" ответил:

- Думал. Я Солженицына читал, читаю, знаю и люблю. Невозможно было пройти мимо того, что прочитано, и вот Александр Исаевич позвал… Счастье, что это произошло. Полтора часа тишины в зале дорогого стоит. И мы, артисты, находимся внутри этого спектакля в состоянии особого, повышенного напряжения, что для театра приятно всегда. Удовольствие -  находиться в этом спектакле. Так бывает не часто.

Справка "РГ"

Леонид Алимов в 1995 году окончил ЛГИТМИК (ныне - РГИСИ), актерско-режиссерский курс Льва Додина.

С 1994 по 2004 год работал в Академическом Малом драматическом театре. Затем - актер театра "Балтийский дом". В 2013 году дебютировал как режиссер, представив спектакль "Сталин. Ночь". Поставил в "Балтийcком доме" спектакли "Встретились - поговорили…" (по произведениям С. Довлатова), "День космонавтики", "Анекдот" (по пьесе А. Вампилова "Случай с метранпажем"), в Театре на Васильевском - "Эти свободные бабочки…".

С 2018 года - главный режиссер Санкт-Петербургского Академического драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской. Первая постановка - "Доктор Живаго".

Драматический театр Литература Санкт-Петербург Северо-Запад