24.12.2018 21:38
Культура

В "РГ" состоялась презентация фотопроекта Ермолая Солженицына

В "Российской газете" состоялась презентация фотопроекта Ермолая Солженицына
Текст:  Аркадий Колыбалов Наталья Соколова Ермолай Солженицын
Российская газета - Федеральный выпуск: №290 (7753)
Это первое представление широкой публике фотографий Ермолая Солженицына. "О фотографии мне, конечно, приятнее говорить, чем о мировых финансах", - шутит Ермолай Солженицын, старший партнер компании McKinsey. - А вообще фотографией я просто балуюсь". На самом деле Ермолай скромничает: его "баловство" вылилось в серьезное увлечение. Он уже выпустил три фотоальбома ("Два цвета планеты", "Цвет", "Суздаль"), а коллекция снимков увеличивается в геометрической прогрессии. По работе Ермолаю приходится много ездить по миру, так что за месяц набирается под тысячу снимков, которые автор затем старательно разбирает. И теперь пришло время первой выставки, которую Ермолай любезно согласился провести в "Российской газете". Поддержать Ермолая в фойе медиацентра "РГ" пришли его друзья, коллеги, семья.
Читать на сайте RG.RU
Фотовыставка Ермолая Солженицына

2013 год стал переломным, когда Ермолай начал всерьез относиться к своему увлечению и с фотоаппаратом в поездках больше не расставался. Его инструмент - компактная цифровая камера, помещающаяся в небольшой рюкзак, иногда айфон. А весь архив - несколько тысяч отобранных фото (автор признается, что точную цифру не знает, специально не считал). "Меня всегда больше тянуло исследовать замысловатые маршруты, нежели оставаться в одной точке, - говорит Ермолай Солженицын. - В этих передвижениях вывел для себя несколько правил. Во-первых, если можно задержаться на два дня - задержись. Если есть время на отклонение от маршрута - сделай крюк. Ни разу не пожалел. Такие незапрограммированные дни - это подарки, подпитка, расширение кругозора. Во-вторых, раз уж привелось оказаться в чудесном месте - фотографируй. С близкими и друзьями поделишься, и сам вспоминать будешь".

В Петербурге отметили юбилей знаменитого фотографа Валерия Плотникова

Для Ермолая видеть мир через объектив камеры - это лучший способ остановить бег времени, оглядеться, остановиться на мгновение. В суматохе и круговороте будней мы часто лишаемся этого внутреннего ока, не оглядываемся по сторонам. Фотография - отличный способ посмотреть, заметить, застыть, намного полнее чувствовать момент и день. Важно, чтобы фотоаппарат был всегда под рукой - никогда не знаешь, когда случится идеальный кадр.

Любимый жанр - пейзаж. Любимые места Ермолая - Исландия и Камчатка, в чем-то перекликающиеся, как сестры-близнецы: та же лава, те же неукротимые вулканы, рвущиеся из-под земли горячие гейзеры, вековые льды. "Но Исландия открывает географические "скобки" Евразии, а Камчатка их закрывает", - говорит Ермолай Солженицын.

Нерукотворные храмы природы в Северной Америке, норвежские фьорды, тропы Соловецких островов, ставший родным и такой знакомый с детства Вермонт, сказочный Алтай, старинные города России и любимый Суздаль, в который автор заглядывает очень часто не по работе, а для души. Его снимки - это путеводитель по местам волшебной красоты, вдохновляющей, покоряющей, наполненной и наполняющей жизненной энергией, красоты, в которой хочется раствориться.

Открытие фотовыставки Ермолая Солженицына в "РГ"
Вывел для себя несколько правил. Если можно задержаться на два дня - задержись. Если есть время на отклонение от маршрута - сделай крюк. Ни разу не пожалел. Такие незапрограммированные дни - это подарки, подпитка, расширение кругозора

Для выставки в "РГ" "По нашему периметру" отобрали 15 снимков, сделанных исключительно в России с 2013 по 2018 год, по границам родины, жизни, земли, по ее воображаемому периметру - Таймыр, Якутия, Магадан, Камчатка, Владивосток, Алтай...

"Крайний Север, Дальний Восток или Запад, побережья, горы, пустыни - эти границы жизни на Земле будоражат воображение, - говорит Ермолай Солженицын. - В каждом из этих мест, конечно, царствует своя волшебная палитра красок. Но под нею пульсирует простота и противоречивость творения. На далеком Севере и на других краях земли мы видим инь и ян Вселенной: танцующее переплетение черного и белого, полярной ночи и дня, камня и льда, суши и пучины, складок скал и глади воды. На этих рубежах шума нет, есть одна суть. Здесь можно уловить простое и важное, мир теряет нюансы и проступает в своей глубинной дуальности".

Открывает экспозицию "Утро" - Ходуткинские горячие источники на Камчатке в утреннем тумане. Еще одно камчатское фото, с которым перекликается "Утро", - "Сказка" - вулкан Кроноцкий, увиденный из иллюминатора вертолета. На удивление ровно-правильный конус, кажущийся отстраненным и враждебным. Действующий вулкан на Камчатке, который так и не раскрыл многие свои тайны. Говорят, что этот вулкан признан одним из самых загадочных в мире, долгое время считался потухшим. Но по оценкам ученых, в его недрах содержится столько огненной силы, которая способна уничтожить все вокруг на многие километры.

Астрономы показали фото ледяного кратера Королева на Марсе

На фотографиях Ермолая Солженицына мы почти не видим фигур и уж точно не видим лиц. Одинокая фигура посреди заснеженной и ярко освещенной солнцем площади в якутском Мирном. Яркий момент, вспышка, и только тень, и только следы на снегу. Вот он тот миг, который так хочет в своих работах остановить фотограф. Это фото названо красноречиво - "Судьба". Причем благодаря отсутствию цвета фото играет, черно-белый вносит особую недосказанность - а кто эта фигура, а куда она идет и какой судьбой ее сюда занесло, мы не знаем. "Черно-белая фотография - по определению всегда искажение, а значит, авторская интерпретация, - говорит фотограф. - Черно-белый снимок приглашает к общению, предлагает разделить не только содержание кадра, но и эмоции, которые он вызывает".

У "Маски скорби" в Магадане Ермолай Солженицын снял безмолвные серые камни с высеченными на них символами разных религий и символикой коммунизма. На фото сконцентрировалась вся трагедия прошлого: перед палачами все равны.

"След" - узор от якутских рек, снятый с самолета, как капилляры Земли, как причудливый рисунок на ее ладони, как напоминание о торжестве жизни.

Закрывает экспозицию фотография "Вечность", на которой запечатлены Ленские столбы в Якутии, снятые в июле 2014 года. Каменный лес в дымке - знаменитый природный парк и ледяная Лена, в которую автор фото отважился окунуться. Космический край Земли.

"Для меня фотография стала формой дневника, мастерской созидания", - признается Ермолай Солженицын. И приглашает всех в свою мастерскую: выставка будет открыта в фойе медиацентра "РГ" в течение месяца.

Прямая речь

Ермолай Солженицын, фотограф:

- Есть у меня также четко осознаваемое чувство корней, связанное с землями старой России. С местами, где история лепилась еще до империи, до влияния Западной Европы и иногда даже до монголо-татарского ига. Получается, что эти истоки незаметно впитывались в детстве - хоть и вермонтском. Через книги, картинки, сказки, стихи. Откладывались в памяти. И, увидев по-настоящему эти места только лет через сорок, я понял, что они оказались очень родными. Иногда почти музейными, а обычно просто тихими, красивыми, гармоничными. Тут в воздухе витают старая Россия и молитвы прошлого...

Презентация фотопроекта Ермолая Солженицына в "РГ"
Фотография