Сегодня точно известно, что под завалами больше никого нет, а все кучи стройматериалов, мебели, оставшейся домашней утвари тщательно собрали и вывезли на специальный полигон, где все пропустят в прямом смысле слова через сито, чтобы не упустить ни одну деталь, ни единую улику. Посторонних к полигону не подпустят и близко - там работают только профессионалы.
Вместе с Магнитогорском в эти дни - вся страна. Такие страшные трагедии отозвались в сердцах самых разных людей. У очень многих желание помочь вылилось в совершенно конкретную и очень нужную работу. Пострадавших жильцов приглашали к себе пожить совершенно посторонние люди, с первых часов именно простые граждане организовали сбор для них теплых вещей, продуктов, денег. Часто просто готовили дома и несли осиротевшим жильцам, спасателям, волонтерам. Помощь и сейчас предлагают все регионы.
Один из главных уроков беды - Магнитогорск показал, что волонтерство это не просто лозунг, а реально существующее общественное явление, способ активного участия граждан в жизни страны. Это особый душевный настрой, который не может вызвать ничего кроме уважения, когда человек встает и идет в ночь, холод, понимая опасность, чтобы хоть чем-то помочь незнакомым людям. И таких в Магнитогорске были тысячи. А может, больше? Их никто не считал. В дни беды в Магнитогорске были практически все руководители служб, министерств и ведомств, начиная с президента страны. Президент Владимир Путин побывал непосредственно на месте трагедии, провел оперативное совещание, убедился, что сил и средств для спасения и помощи достаточно. А еще посетил больницу, где находились пострадавшие при обрушении подъезда.
Надо отдать должное руководству страны - спасательная операция была организована практически безупречно - как в учебниках. Сотрудники МЧС беспрерывно несколько суток, невзирая на сильный мороз, вручную разбирали завалы. Замирали только на минуты тишины, чтобы услышать живых под завалами. Благодаря этому удалось вытащить из-под обломков выживших и спустя сутки после взрыва достать живым 10-месячного ребенка. Министр здравоохранения Вероника Скворцова одной из первых прибыла в Магнитогорск на месте координировала помощь пострадавшим, мобилизовала для этого лучших врачей и медицинские учреждения страны.
С первых часов несчастья на месте работал губернатор Челябинской области Борис Дубровский. И если у этого руководителя есть недоброжелатели, то даже они, по-моему, не смогли найти ни одного злого слова в адрес Дубровского, когда видели, в каком состоянии сутками глава области работал без сна и, похоже, даже без перерыва на еду. Именно местные власти оперативно организовали размещение и питание людей, выведенных из пострадавшего здания. Сейчас им уже начали выплачивать компенсации и точно известно, что будет решен и вопрос с расселением тех, чьи квартиры уничтожены взрывом.
Но, к сожалению, нашлись такие нечистоплотные экземпляры (людьми их назвать язык не поворачивается), которые решили использовать трагедию в своих интересах. Еще не успела осесть пыль от рухнувших перекрытий, а по интернету уже покатилась грязная волна слухов, "вбросов" и дезинформации. Цель - спровоцировать панику. Обитатели этого мутного болота не постеснялись приписать к трагедии в жилом доме даже пожар в маршрутке, по ходу выдумав перестрелку и прочие ужасы.
Надо понимать, что все эти вбросы рассчитаны в первую очередь на людей, не умеющих или не желающих банально сопоставлять факты, но увы, такие нашлись.
На сегодняшний день по информации из Следственного комитета РФ работа в Магнитогорске в самом разгаре. Она идет в круглосуточном режиме. Назначены и проводятся сотни экспертиз, изымаются горы документов, опрашиваются тысячи людей. Это необходимая, но невидимая гражданам часть работы. Следователи рассматривают все версии случившегося. По мере сбора вещественных доказательств, станет понятна картина событий. В настоящее время основной является версия взрыва бытового газа - следов взрывчатых веществ на обломках здания не нашли.
"Российская газета" публикует два интервью с людьми, которые спасли Ваню Фокина и продолжают борьбу за его жизнь: со спасателем Петром Гриценко, который нашел Ваню, и Валерием Митишем, детским хирургом, руководителем столичного НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.