Надеваешь VR-очки, наушники и - погружаешься в VR-лабораторию. Здесь можно рассмотреть вспышки на Солнце, заглянуть за Юпитер, "прогуляться" по кольцам Сатурна. Попутно ответить на вопрос: у какой планеты есть спутники Фобос и Деймос? Выбираешь Марс, захватываешь его манипулятором, и тут же на тебя обрушивается вал интересных фактов о "красной планете". Такая технология проверки знаний школьников уже реально применяется в Москве.
А вот еще пример - химическая лаборатория, где смоделированные реакции протекают точно так же, как если бы они происходили на самом деле. Надеваешь шлем, и перед тобой появляются шесть колб с разным, далеко не самым безобидным содержимым: чего только стоит одна соляная кислота или сульфид натрия. Но смешивать их можно как угодно: опасные испарения или взрывы не навредят в 3D-мире.
Подобные технологии все активнее "прописываются" в школах. Предварительные исследования показывают самые радужные перспективы: благодаря виртуальной реальности некоторые элементы урока можно представить как увлекательную игру, повысив интерес ребенка к материалу. Модное слово "геймификация" здесь вполне уместно.
Однако все факторы (например, влияние технологии на психологическое состояние школьника, на его здоровье, самочувствие, развитие) не изучены до конца.
- Специалисты будут исследовать процессы взаимодействия человека с объектами виртуальной и дополненной реальности, определять условия и результаты использования этих технологий в образовательном процессе, выявлять потенциальные и скрытые угрозы для учеников и педагогов, - рассказали "РГ" в ДВФУ.
Более того, даже в процессе обучения студентов перспективы применения VR-технологий вызывают вопросы.
- В Школе педагогики ДВФУ учатся около 2000 человек. У нас есть отличная база для изучения возможности использования симуляторов, VR-помощников в системе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, - говорит а директор Школы Оксана Мартыненко. - Возможно, эти технологии будут применяться на переходном этапе: от изучения теории к педагогической практике. То есть - позволит отрабатывать навыки работы в школе, позволит будущим учителям лучше контролировать себя и более профессионально реагировать на различные ситуации в классе.
В новом отделении лаборатории уже есть специализированные компьютеры, самые современные по мировым стандартам АR-очки и VR-шлемы, среды для разработки и психофизиологическое научное оборудование. На первом этапе планируется изучить методические возможности виртуальной и дополненной реальности, определить условия использования технологий в системе профподготовки современного учителя. Плюс - экспертиза безопасности их внедрения в образовательный процесс.
Исследования будут проводиться в партнерстве с Дальневосточным региональным научным центром Российской академии образования и с Центром НТИ ДВФУ по виртуальной и дополненной реальностям.