31.01.2019 17:40
Культура

Гастроли БДТ имени Товстоногова прошли в Москве

В Москве прошли гастроли БДТ имени Товстоногова
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №23 (7781)
В Москве завершились гастроли БДТ им. Товстоногова, посвященные столетию знаменитого театра. Их провела "Золотая Маска", которая тоже празднует в этом году свой четвертьвековой юбилей. На главных площадках столицы показали несколько важнейших спектаклей последних лет.
Читать на сайте RG.RU

На сцене МХТ им. Чехова были сыграны "Гроза" Александра Островского, "Пьяные" Ивана Вырыпаева и "Губернатор" Леонида Андреева, в Малом театре показали пьесу Виктора Гусева "Слава", шедшую в 30-е годы в БДТ. Завершала гастроли легендарная "Алиса" - спектакль-бенефис Алисы Фрейндлих, поставленный Андреем Могучим в самом начале его руководства театром.

В разных на первый взгляд работах неожиданно проявилось нечто единое, что определяет творческий облик этого театра под руководством Андрея Могучего. В очень непростой период знакомства с прославленной труппой режиссер предложил прямо на ходу сочинить спектакль для выдающейся актрисы. Темой его первого спектакля "Алиса" стало время - основной герой философской сказки Льюиса Кэрролла. Кажется, что именно осмыслением разрывов и пазух времени, просвечиванием эпох занят сегодня театр, чье рождение связано с именами Александра Блока и Максима Горького.

Людмила Полякова отмечает юбилей новым спектаклем

В "Грозе" Андрей Могучий, композитор Александр Маноцков и художник Вера Мартынова как будто пытаются синтезировать модель архаического русского театра. Он голосит выплывшими из подсознания закличками, плачами, говорами русских деревень. В этом великолепном, черном пространстве, рассекаемом молниями, красными облаками и платьями, явно различаются традиции русской народной драмы, которую так рьяно изучали в начале XX века. Черный лаковый Палех с "житием" Катерины, ее взлетами и падениями, житием заповедной страны с ее нечистью, красноармейцами в буденовках, самолетами и ракетами, Сталиным и мавзолеем - омут заповедного мира здесь точно заговаривают, ощущая особое свойство времени, которое "стало в умаление приходить" (так говорит о нем персонаж "Грозы" Феклуша). Пугающая и поэтическая сказка про апокалипсис срифмована здесь с самой плотью русского мира, а над ним разливается, тянется, никак не разрешаясь, бесконечное "ка-а-а-а", только к концу первого действия допетое "...линка, калинка, калинка моя".

Темой спектакля "Алиса" стало время, основной герой философской сказки Льюиса Кэрролла

Изысканная красота "Грозы" заставляет говорить о новом состоянии после постмодерна, о трагическом переживании мира, включающем в себя скепсис и иронию. "Пьяные" Ивана Вырыпаева Могучий решился поставить прямо на большой сцене прекрасного старинного театра. Поставил так, как его и нужно ставить в БДТ - "сшивая" прекрасные актерские дарования с экзотическим течением слов и смыслов, с условным жестом. Подлинным содержанием спектакля становится тот остроумный, яростный, изысканный и гомерически смешной способ, которым достигается катарсис, сама возможность услышать давно исключенные постмодерном слова о вере. А заодно посмеяться над ними, а заодно понять, как давно мы их не слышали. Содержанием является едва уловимый страх, который шелестит по партеру, когда "пьяные" говорят о "Господе Боге". Ведь есть совсем немного возможностей произнести их по-настоящему. Высокий градус трагикомического, с которым играет ансамбль БДТ, позволяет слушать эти слова и смеяться сквозь слезы.

В России поставят спектакль об ограблении банка

В спектакле Могучего "Губернатор", поставленном по рассказу Леонида Андреева, границы горя расширяются, как круги на воде: от индивидуального страдания героя, жаждущего возмездия за отданный им приказ о расстреле рабочих, до вселенской мистерии. Два ангела с железными крыльями, спускающиеся с театральных небес, отсылают ко всем апокалиптическим сюжетам. У серой шершавой стены, границы памяти и забвения, на стульях сидят все его участники с серыми лицами и экспрессионистским гримом; зомби или памятники, они исчезают по одному, пока не остается девочка-гимназистка с красным флагом в руках, та самая, что потом будет оплакивать бедного губернатора.

Могучий сжимает время, как в классицистской трагедии: боль Губернатора (Воробьев), расширяясь, становится лицом женщины из знаменитого протазановского фильма "Белый орел" (по тому же рассказу Андреева) с мертвым ребенком на руках или кадрами кинохроники, или белым платком (тем самым, которым он от страха махнул, дав приказ к расстрелу), накрывающим нас, как саван. А потом прямо нам под нос выкатится фура с куклами-телами, и заполненное звуками ада, страшным лицом женщины с ребенком на руках (Аграфена Петровская) и кадрами революционной кинохроники пространство заставит оплакать их, как своих близких.

Как в зеркалах Козырева, знаменитого астрофизика и норильского зэка, время идет вспять и втягивает воронкой прямо туда, где уже случился апокалипсис и потом сто лет двигался в ту же точку. И страшным итогом звучат слова Гойи из "Капричос", проговоренные Архиереем (Валерий Дегтярь): "Опыт погибших не идет впрок тем, кто стоит на пороге гибели".

Губернатор застрелен. Ангелы, деловито надев металлические крылья, влезают по лестницам вверх. И только гимназистки в белых фартуках танцуют свой птичий танец.

Заслуженный артист России Максим Матвеев: Я начинал пуделем

Наконец, последняя по времени работа театра - спектакль Константина Богомолова "Слава" по пьесе Виктора Гусева (1935) - самая горькая и провокативная работа театра. Для чего Богомолов эксгумирует сегодня пьесу, бывшую частью того сладко-героического стиля, с которым связана память о большом терроре и эпохе Сталина? Вместо пародии, вполне ожидаемой по отношению к этому тексту (ведь был же у него "Идеальный муж"), режиссер предлагает такой нежный способ вживания, вчувствования, такую степень ассимиляции, точно это по меньшей мере Расин.

Не буду рассказывать, каким образом тлен и время становятся героями этого необычайного спектакля. Как и о чем договорился режиссер с актерами, чтобы они могли наполнить забытую сегодня героическую комедию в стихах тонким психологизмом и изысканной умной иронией, остается загадкой, но Валерий Дегтярь, Анатолий Петров, Александра Куликова, Дмитрий Воробьев, Василий Реутов, Елена Попова и Нина Усатова делают это безупречно.

А о том, какую операцию с нами и временем проделал исполненный ядовитого и горького сарказма режиссер, еще долго будут спорить критики и зрители, затаив дыхание следящие за новой жизнью, казалось, навеки исчезнувшей пьесы и породившей ее эпохи. 

Драматический театр Москва Столица