За несколько часов до концерта Гергиева чествовали в посольстве Италии: он был удостоен Ордена Звезды Италии в степени Великого офицера за вклад в развитие итало-российских культурных отношений, частью которых уже несколько десятилетий являются его выступления на главных итальянских концертных и оперных сценах. К слову, новые гастроли Гергиева с Мариинским оркестром в Италии начались уже на следующий день после церемонии в посольстве - на сценах театра Сан-Карло в Неаполе и Ла Скала в Милане.
Между тем, программа, которую Гергиев привез в "Зарядье", была чрезвычайно интересной по своей драматургии: два трагических шедевра-исповеди - Шостаковича и Малера, написанных ими в состоянии тяжелых душевных травм и ломавших привычные жанровые форматы. Концерт для скрипки, который Шостакович cоздавал на фоне ждановской травли композиторов 1948 году - это, по сути, серия трагических монологов скрипки со страшным оркестровым фоном, сумрачным и экспрессивным, полным внезапных контрастов. Гергиев обострял звучание оркестра прямолинейным гротеском, ерническим сочетанием тембров, механическим пульсом "дьявольского" Скерцо, "плясом" фрейлехса, закручивающегося в гигантскую трагическую воронку.
А внутри этой впечатляющей оркестровой "герники" - мрачное напряжение, тема смерти, реквием. У Сергея Хачатряна, с которым Мариинский оркестр уже играл этот концерт Шостаковича в Москве в 2009 году, - тянущий, скорбный звук скрипки, экстатичность, траурные мотивы и тихий "диалог" в каденции, разворачивавшийся в яростную музыкальную ткань с пассажами и "рваными", резкими штрихами. Свой "бис" Хачатрян "закольцевал" с темой Шостаковича, исполнив скрипичное соло на тему средневекового духовного стиха Григори Нарекаци "Птица" (Havoon, havoon…) - полную боли и красоты армянскую лакримозу.
Вторую партитуру, звучавшую в этот вечер - "Песнь о земле” Малера, Мариинский оркестр исполнял в Москве впервые. Но Гергиев давно играет его с Мюнхенским и с Лондонским оркестрами. Это сочинение гениальной красоты, написанное на стихи китайских поэтов VIII века - малеровская предсмертная элегия миру, полная меланхолии и душевного надрыва от безвозвратных потерь. У Мариинского оркестра эта партитура сейчас находится в первом подходе к своей интерпретации. Здесь звучат и фирменные для Гергиева "звуковые миражи" с тонкой тембровой градацией, и струящиеся линии струнных, и чисто малеровские переливы от валторн к арфам, легкий оркестровый "птичий щебет" в пятой части на стихи Ли Бо. Предстоит еще создать весь драматургический ландшафт, центром которого являются и два солиста, их способность не только драматически, но и лирически интерпретировать язык китайской поэзии, философию мира, с его красотой, болью и возрождающейся весной, разлитую в малеровской партитуре. 16 февраля Гергиев будет играть "Песнь о земле" уже в Париже с Мюнхенским оркестром.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"