Именно на Овсянку, как на причину аномального загрязнения реки Гжать, приведшей к гибели всего живого в ней на протяжение многих километров, указывают рыбаки, местные жители и добровольцы-экологии, к которым теперь вольно или невольно вынуждены присоединиться местные власти и представители надзорных органов.
А ведь рыбаки почуяли неладное еще дней 8-10 назад, когда сверху по реке от самого Гагарина пошел "дохляк". Но чиновники от первых сигналов отмахнулись, а местный рыбнадзор и вовсе заявил, что это-де провокация: "Те, кому не дают браконьерить, специально дохлой рыбы подкинули…". У людей, что на этой реке родились и успели состариться, в ответ просто слов не осталось - одни междометия.
А случилось, напомним, следующее. На реке Гжать, которая впадает в Вазузу, а последние сорок лет вместе с нею питает Вазузскую гидротехническую систему (ВГТС) с плотиной у города Зубцов Тверской области, с конца декабря и почти весь январь активно клевала поднявшаяся из водохранилища рыба: плотва, окунь, лещ, судак, щука… А потом - как отрезало.
Через день-другой недоумевающие рыбаки стали выдергивать со дна дохлых окуней. В последних числах января у моста через Гжать в селе Пречистое, где во льду образовалось несколько промоин, местные жители и рыбаки обнаружили скопление мертвой рыбы. Стали шарить по дну - сплошной "дохляк". Невдалеке нашли даже мертвого бобра. Сообщения об этой аномалии и видео появились в Сети. Тут же стали строить догадки - кто и чем отравил реку.
В Смоленске ищут ответ, почему погибла рыба в ГжатиВ числе потенциальных виновников называли канализацию Гагарина с ее ненадежными очистными сооружениями, а также крупные предприятия на северной и северо-западной окраинах города - две очереди комбината "ЭггерДревПродукт", производственные цеха ООО "Гагарин - Останкино" (филиал Останкинского мясоперерабатывающего комбината) и одна из производственных площадок компании "Мустанг Технологии Кормления" – ООО «Биотек», где производят заменители молока для сельскохозяйственных животных. Круг подозреваемых сузился, когда в пятницу 1 февраля присланная из Смоленска мобильная лаборатория взяла пробы воды и льда в критических точках.
По словам главы Ашковского сельского поселения Андрея Азарова, который участвовал в этом объезде, при заборе проб после очистных сооружений города, ничего аномального не обнаружилось. А вот в реке Овсянка, куда выведены промстоки одного только завода "ЭггерДревПродукт", уже и запах, и цвет, и температура стоков просто "кричали" о запредельном присутствии химических загрязнителей.
Однако на сам завод, за проходную, инспекторов-экологов и лаборантов пускать категорически не желали. Как рассказал "РГ" директор управления эксплуатации водохранилищ ВГТС Александр Орлов, наблюдавший всю эту ситуацию, только после телефонного вмешательства Татьяны Митрофановой, которая руководит в Смоленске региональным отделом Федерального агентства водных ресурсов, на территорию частного бизнеса пропустили слуг государевых. В телефонном разговоре со мной Татьяна Владимировна этот факт подтвердила, обещала детально во всем разобраться, под сукно никаких фактов не прятать, а все предать огласке. Именно она и сообщила, что на утро 5 февраля начальник Смоленского областного управления Росприроднадзора Владимир Северинов наметил межведомственное совещание, куда позвали всех контролеров и проверяющих.
Я в ответ рассказал о том, что увидел собственными глазами, когда всего через сутки вместе с коллегой Павлом Григорьевым из Гагарина и другими неравнодушными людьми побывал в тех же точках и пообщался с жителями в селе Пречистое. Об этом - в публикуемых сегодня видеосюжетах.
О том, что зафиксировали и к каким выводам пришли специалисты-экологи, вчера и докладывали на совещании у начальника Смоленского управления Росприроднадзора Владимира Северинова. Однако после совещания, когда "Российской газете" удалось связаться с ним по телефону, Владимир Иванович неожиданно заявил, что "результатов никаких нет". И со словами "надо разбираться" положил, не попрощавшись, трубку.
К концу дня стало известно, что к проверке случившегося подключена областная прокуратура.
5 февраля, перед подписанием номера в печать, на запрос "Российской газеты" получено "Официальное заявление компании ЭГГЕР". В нем говорится (стилистика и пунктуация документа сохранены):
"В отношении выявленных случаев гибели рыбы в Гагаринском районе, ООО "ЭГГЕР Древпродукт Гагарин" хотел бы подчеркнуть следующее. На заводе установлены новейшие очистные сооружения для сточных вод. Кроме того, сточные воды на предприятии используются в производстве. Очистка сточных вод включает в себя: механическую, биологическую и обратноосмотическую посредством мембран.
Предприятием осуществляется выпуск только избыточной части очищенных сточных вод, образовавшейся из-за осадков или обильного таяния снега, организованный согласно существующим нормативным требованиям. Согласно требованиям природоохранного законодательства, на предприятии ведется производственный контроль воды на сбросе и контроль качества воды в водном объекте, куда осуществляется выпуск - ручей без названия, являющийся бывшим мелиорационным каналом, а ныне притоком реки Овсянка. Сброс непосредственно в реку Овсянка предприятие не осуществляет.
В настоящее время предприятием ведется мониторинг по состоянию сточных вод на заводе и в ручье. По имеющимся данным результата анализа сточных вод по микробиологическим показателям, сточная вода в контрольных точках соответствует санитарным нормам.
Хотелось бы подчеркнуть, что предприятие не чинит препятствий органам государственной власти государственного контроля, осуществляющим свою деятельность на законных основаниях. Открытость является основой экологической политики ЭГГЕР. Компания открыта к диалогу как с жителями Гагаринского района, так и с представителями муниципалитета. Находясь в курсе происходящих событий, мы также озабочены произошедшей ситуацией. Насколько нам известно, рядом с местом гибели рыбы расположены несколько промышленных предприятий. В отношении нашего предприятия мы можем с уверенностью заявить, что ООО "ЭГГЕР Древпродукт Гагарин" строго следует принципам ответственного ведения бизнеса и ответственного использования ресурсов, у нас существуют жесткие правила, разработанные в соответствии с национальным законодательством и законодательством стран ЕС".