А роль "главного злодея" в фильме исполнил экспонат Донского военно-исторического музея - немецкий танк Pz.Kpfw.III. Его экипаж Дмитрий Руденский и Павел Гладушенко рассказали "РГ", как им в одночасье удалось стать актерами и каскадерами.
Восемь дырок в броне
Хоть музей и зарегистрирован в донской столице, но весь парк военной техники - 55 танков, броневиков, самоходок, автомобилей, пушек и другое оружие - находится за 30 верст от Ростова.
В просторном гараже стоят разные модификации Т-34, легкий Т-70, БТ-5, немецкий "Тигр", Pz.I, бронеавтомобили, но нас интересует только один танк в белом камуфляже. Именно он снимался в фильме.
- Это наш Дитрих, мы его назвали по имени нашего мехвода Дмитрия Руденского, - рассказывает Павел Гладушенко.
Оказывается, снимавшийся в кино танк Panzerkampfwagen был восстановлен 12 лет назад из частей пяти немецких танков, подбитых в районе Миус-фронта в 1943 году. На борту танка из XXIII танковой дивизии вермахта красуются боевые отметины - восемь пробоин от 45- и 76-миллиметровых снарядов, выпущенных советскими артиллеристами. Есть также след и от пули из противотанкового ружья.
- Мы специально не стали латать броню, чтобы было видно: машина боевая, а не новодел. Из неродных деталей мы только двигатель от ""МАЗа" поставили. По мощности - 250 лошадей - он почти идентичен немецким моторам и позволяет танку даже крутиться на одном месте, - заявил директор музея Иван Стреляев и провел на площадку, где хранятся запчасти.
База хранения оказалась огромной площадкой, на которой лежат покрытые ржавчиной гусеничные траки, орудийные стволы, башни от броневиков, катки и другие части грозных машин.
- Вот из таких остатков мы и восстанавливаем технику. К примеру, ствол 75-миллиметровой немецкой пушки до недавнего времени был частью сарая. Люди приносят к нам железо - здесь мы его идентифицируем, раскладываем в так называемые суповые наборы и потом уже из него собираем технику, - объяснил директор музея.
Кастинг
- Предложение о съемке в кино нам поступило после того, как режиссер увидел в интернете ролики, где танки нашего музея в январе 2014 года расчищают снежные заносы на таганрогской трассе и вытаскивают из сугробов застрявшие фуры и легковые машины. "Раз танк на ходу, то он в хорошем состоянии и исполнит все трюки", - решили киношники, - рассказывает Иван Стреляев.
Кстати, в скорости Дитрих не уступит современным бронемашинам. По словам танкистов-реконструкторов, однажды в Матвеево-Курганском районе на асфальте им удалось разогнать танк до 78 километров в час.
Тем не менее донскому Pz.Kpfw.III пришлось пройти кастинг и выдержать конкурс с машинами из Белоруссии и Москвы. Отбор проходил четыре месяца, но благодаря отличному техническому состоянию бронемашины и мастерству механика-водителя выбор был сделан в пользу Ростова.
- Задумка режиссера была в том, чтобы показать на экране не компьютерные спецэффекты, а натуральные съемки с настоящими танками, которые действуют, как в бою, стремительно сокрушая все на своем пути, - подчеркнул Стреляев.
С риском для жизни
Хоть киношники и обещали заплатить приличный гонорар, но донские реконструкторы поставили свое условие. В съемках принимает участие только экипаж машины.
- Мы с нашим Дитрихом неразлучны уже больше десяти лет. Знаем каждый угол, о который придется удариться, а по гулу мотора и лязганью можем определить, как идет машина. Кроме того, видимость при вождении ограничена, и рычагами управляешь скорее интуитивно, опираясь на опыт. Посторонний механик может просто убить танк или покалечить кого-нибудь, - рассказывает Павел Гладушенко.
- Вот здесь сидел главный герой Ягер, - вспоминает Павел Гладушенко, - внизу его держали за ноги, обязательно страховали, чтобы он не дай бог не упал.
Ради эффектных кадров многие эпизоды снимали с риском для жизни.
- Когда машина разрушила стену школы и въехала в здание, съемка проводилась внутри здания. Это было очень опасно: могла завалиться вся школа и накрыть съемочную группу вместе с аппаратурой, но, к счастью, все обошлось, - вспоминает Павел.
Испытано на себе
Захотелось самому испытать, как воевали танкисты, и посидеть за рычагами управления. Первым делом меня заставили надеть шлемофон, ибо разбить голову даже в стоящем на месте танке ничего не стоит. Набивая шишки, протискиваемся в танк. Куртки и брюки рвутся за считаные секунды. Ощущение так себе. Видимость сквозь щели и триплексы наблюдения практически нулевая - разглядеть можно только то, что делается в 10-20 метрах. Теперь понятно, почему немцы в атаку шли с открытыми люками на башне. Высунулся, огляделся - и опять в танк.
Забраться в наш Т-34 оказалось хоть и проще - люки побольше немецких, - но вот управлять танком и тем более вести бой - непростая задача. Теснота боевого отделения страшенная. Пространства в башне тридцатьчетверки оказалось на порядок меньше, чем в Pz.III, и потребовалась большая сноровка, чтобы навести пушку. Рев и лязг гусениц все заглушают. Вентиляции практически никакой.
- А как же управлять танком?! - кричу танкистам.
- Очень просто! Командир ставил ноги на плечи механика. Нажал на правое плечо - поворот вправо, на левое - поворот влево. Стукнул двумя ногами - остановка, похлопал по голове - полный вперед. При этом надо выбирать цель и следить за обстановкой на поле боя, - отвечает Стреляев.
- Да как же мы победили?
- У нас броня лучше, двигатель и пушка мощнее. Но главное - наши Родину любили и знали, за что воюют. Разбить немцев было трудно, и вечная слава тем, кто это сделал.
Pz.Kpfw.III - немецкий средний танк, выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны. Последние записи о боевом применении танков датируются серединой 1944 года. Кстати, захваченные Pz.Kpfw.III с хорошими результатами использовались Красной армией в качестве штурмовых орудий. Вес танка в зависимости от модификации от 15,4 до 23,3 тонны. Экипаж - пять человек. На вооружении стояли пушки различного калибра от 37 до 75 миллиметров.