07.02.2019 17:30
Кинократия

Кровавый четверг: "Бархатная бензопила" - искусство убивает

Текст:  Алексей Литовченко
Современное искусство для многих - вещь в себе. Посмотрит обычный человек на картину, где много разноцветных пятен, а больше ничего, и скажет: "Да у меня ребенок пятилетний так же нарисует". А потом узнает, что на эти пятна кто-то потратил сумму с шестью нулями, и очень расстроится. Отчего ж творчество его ребенка никто за шесть нулей не покупает?
Читать на сайте RG.RU

На самом деле все довольно просто. Любой товар стоит ровно столько, сколько за него платят. Особенно это касается рынков, где товар - штучный: эксклюзивные шмотки, футболисты или - что нас в данный момент более всего интересует - объекты искусства. Именно этот удивительный мир и препарирует беспощадно фильм "Бархатная бензопила" Дэна Гилроя. Того самого, который шесть лет назад разворошил гнездо стрингерского бизнеса в триллере Nightcrawler.

Кровавый четверг: "Мертвым повезло" - дикий башкирский слэшер

В квартире старого затворника после его смерти обнаруживаются залежи картин. Очень-очень много. И все как на подбор гениальные. Выглядят они приблизительно как знаменитая The Hands Resist Him - только еще мрачнее и страшнее. Но эффект производят гипнотический. Всем нравится, все хотят купить и готовы выложить любые деньги. А тем временем картины принимаются всех, кто под руку попадется (если вы думаете, что у картин нет рук, то жестоко ошибаетесь), убивать. Самыми нетрадиционными и труднообъяснимыми способами причем.

Между прочим, такого убийцы в кино мы еще никогда не видели. В отличие от всех других убийц - маньяков, призраков, даже абстрактной смерти, как в "Пункте назначения", - у искусства нет ни правил, по которым оно действует, ни изъянов, которыми можно было бы воспользоваться, чтобы спастись. Искусство неопределяемо, бесконечно, как красота, и в этом его сила - в буквальном смысле.

Однако мистический хоррор, оперирующий максимально непредсказуемыми ходами, - не определяющий элемент фильма. Хотя и чрезвычайно привлекательный. В первую очередь "Бензопила" - это сатира, подробно, на пальцах разъясняющая, каким образом функционирует система, конвертирующая продукты труда художников в валюту. То есть почему важен контекст, как получается, что одно произведение стоит 5 долларов, а другое 5 миллионов долларов, и тому подобное. И при взгляде на условную схему этой системы становится очевидна порочная ее суть. Все шестеренки в ней - гады, враги искусства, шкурники и проходимцы. Но искусство нельзя задушить даже целой системе, и вот оно изощренно мстит.

Помимо прочих неоспоримых достоинств, фильм богат кастом. Джейк Джилленхол играет популярного арт-критика - разумеется, гея (но не совсем). Играет бесподобно, особенно на контрасте с вышеупомянутым Nightcrawler, где он был жутким одержимым негодяем с камерой, а тут прямо душка такая. Компанию ему составляют Рене Руссо, о которой уместно будет вспомнить, что она когда-то еще снималась в ремейке "Аферы Томаса Крауна", Тони Колет, украшающая уже второй подряд жанровый хит, Наталия Дайер из "Очень странных дел" в смешной роли постоянно натыкающейся на трупы девицы-стажера, а также Джон Малкович.

Кровавый четверг: в случае непонятной ситуации слушайтесь телевизора

Персонаж Джона Малковича - на первый взгляд третьестепенный. Пребывающий в депрессии, стареющий, борющийся с алкогольной зависимостью художник, о котором говорят, что когда он пьет, то рисует лучше. Его переманивает к себе у героини Рене Руссо молодой галерейщик, но когда заходит к нему в студию, обнаруживает там гору пакетов с мусором (сначала, конечно, принимая ее за инсталляцию) и пустые стены. В конце концов, он, никакого видимого влияния на развитие событий не оказывая, просто незаметно удаляется. Снова мы видим его уже на титрах - беззаботно выводящим палочкой на песке каракули, тут же размываемые прибоем. И явно счастливым.

Ветрил Диз - так звали автора смертельных полотен - тоже писал картины изначально "в стол", перерабатывая и вкладывая в них весь свой невероятно горький, как нетрудно догадаться, жизненный опыт. Следовательно, настоящее искусство, обладающее той самой великой силой - деструктивной или, наоборот, созидательной - это когда из себя и для себя. Вот чему нас учит фильм от медиа-гиганта Netflix.

В фокусе