О растущей роли углепрома в экономическом развитии страны, ситуации в отрасли, рисках и возможных путях ее развития шла речь на первом всероссийском съезде руководителей угольных компаний, состоявшемся в Новокузнецке. По данным минэнерго РФ, в 2018 году угольщики России выдали на-гора 439,3 миллиона тонн (в 2017-м - 411,2 миллиона). Драйвером послужил высокий уровень мировых цен, обусловленный прежде всего растущим спросом на уголь в развивающихся странах Юго-Восточной Азии. Объемы экспорта, как уточнил замглавы минэнерго РФ Анатолий Яновский, за год увеличились почти на 20 миллионов тонн - до 209,8 миллиона - на фоне роста внутреннего потребления (с 169 до 180,7 миллиона тонн). При этом отгрузка на Восток по темпам уже почти сопоставима с отгрузкой на Запад: 99 и 110 миллионов тонн соответственно.
- Сейчас мир меняется быстро, появляются новые технологии, развивается жесткая конкуренция, и наша угольная отрасль должна занять достойное место, но для этого нужно конкурировать не друг с другом, а с лучшими угольными компаниями за рубежом, - подчеркнул губернатор Кемеровской области, руководитель рабочей группы Госсовета РФ по энергетике Сергей Цивилев. - Чтобы повысить эффективность отрасли, добиться конкурентоспособности нашего угля на мировых рынках, необходимы концентрация сил, совместное решение наболевших проблем, улучшение технологий, обмен опытом. Надеяться на то, что технологии придут из-за границы, не приходится, мы должны разрабатывать их сами, объединив усилия промышленности, науки и образования. Отрабатывать всю линейку бизнес-процесса начиная от разведки, добычи, обогащения до транспортировки и доставки конечному потребителю.
При этом отгружать за сотни километров пустую породу, а не обогащенный угольный концентрат с высокой добавленной стоимостью, - все равно что зарывать деньги в землю. Транспортная составляющая в себестоимости угля, особенно кузбасского, сегодня очень высока. Так что логистика остается одним из основных сдерживающих факторов развития отрасли в отсутствие механизма взаимной ответственности потребителей услуг и инфраструктурных компаний.
- Значительное количество наших угольных предприятий - в зоне риска с точки зрения себестоимости. И если затраты на железнодорожный транспорт увеличатся, а мировые цены на уголь упадут (кризисы случаются периодически), эти предприятия лишатся возможности работать, - подчеркнул Анатолий Яновский. - Большой вопрос возникает и по поводу синхронизации развития угледобычи, транспортных и портовых мощностей. Положительная динамика спроса на уголь сохраняется во всем мире, и доля российского угля продолжит расти. Но при сбалансированности объемов, которые мы собираемся реализовывать в западном и восточном направлениях, мы имеем избыточные транс-портные мощности при недостаточном грузопотоке в первом случае и дефицит портовых и поточных мощностей во втором.
Хотя западное направление у нас в перспективе, оно, видимо, будет сокращаться из-за Парижского соглашения и отказа многих стран от использования угля в своей экономике. Однако пока Запад, на словах декларируя отказ от "грязных углеводородов", не торопится снимать уголь с повестки дня. Так, например, в Германии, закрывшей у себя последнюю шахту по добыче черного золота, 35 процентов энергобаланса приходится на угольную энергетику. И в ближайшие годы страна от этой доли отказываться не намерена.
На съезде еще раз обозначили ключевую задачу: поставлять на экспорт дорогой уголь высокого качества, а остальной преобразовывать в тепло- и электроэнергию, направлять на электрификацию самой угольной отрасли, снижая себестоимость ее продукции и повышая конкурентоспособность.
В числе прочих отраслевых рисков - высокая зависимость от импортной тяжелой техники разных марок. Местных производителей горных машин и оборудования можно пересчитать по пальцам. Ощущается и дефицит квалифицированных кадров, по-прежнему остро стоят вопросы промышленной безопасности, накапливаются экологические проблемы. Между тем технологические требования к угольной отрасли будут повышаться вместе с развитием альтернативных видов энергетики на фоне роста энергопотребления.
Уже через четыре года в странах Евросоюза "зеленая" энергетика по стоимости продукции сравняется с традиционной, а к 2045-му энергосистема изменится. Как - пока большой вопрос, но изменения будут принципиальными. Для разработки возможных сценариев эксперты выбрали два фактора: инновационность и политика по изменению климата.
Первый сценарий - идеальный для угольщиков: в энергетике используется в основном ископаемое топливо, на рынках преобладают крупные игроки при низкой доле инноваций и новых технологий. Особых требований к экологичности топлива нет, хотя экология - на повестке дня во всех странах, включая развивающиеся.
По второму сценарию инновационные технологии играют гораздо большую роль в изменении энергетического рынка, а экология вторична. Потому источником обеспечения роста эффективности остается относительно экономичный уголь.
Третий сценарий, предполагающий высокое развитие и повсеместное применение альтернативных энерготехнологий (белоснежные генераторы на зеленых лужайках), вероятно, реализован не будет. Скорее всего, по мнению экспертов, грядет разделение стран: развитые перейдут на более экологичные виды топлива, а развивающимся не хватит технологий. .
Денис Бурак, директор отдела повышения эффективности бизнеса компании Ernst&Young:
- При любом сценарии на повестке дня останутся межтопливная конкуренция, необходимость повышения КПД и маневренность угольной генерации. Поэтому не обойтись без проектов по модернизации мощностей теплоэлектростанций. Останется важным решение вопросов экологии и обеспечение доступа к внешним рынкам, особенно стран АТР, диверсификации добычи - скажем, за счет редкоземельных металлов, требующихся для развития той же "зеленой" энергетики. А в долгосрочной перспективе следует поддерживать технический прогресс не только в энергогенерации, но и в плане эффективности добычи и обогащения угля. Однако все это будет иметь успех лишь при условии консолидации угольной отрасли, ее диалога с энергетиками и транспортниками.