15.02.2019 16:20
Культура

Обсуждаем прогноз погоды на "Оскаре"

Обсуждаем прогноз погоды на "Оскаре"
Текст:  Валерий Кичин
Остается десять дней до церемонии вручения премии "Оскар" новым лауреатам. Мир гадает - кому теперь подфартит? Включимся.
Читать на сайте RG.RU

В номинации "Лучший фильм на иностранном языке" главная борьба развернется между польской "Холодной войной" Павла Павликовского и "Ромой" мексиканца Альфонсо Куарона. Шансы этих черно-белых, реставрирующих прошлое фильмов примерно равны. Первый взял целых пять европейских "Оскаров", второй признан лучшим Британской киноакадемией, получил два "Золотых глобуса" за режиссуру и как лучший фильм на иностранном языке. Первый награжден режиссерским призом на Каннском фестивале, второй стал триумфатором в Венеции. У обоих есть множество запасных вариантов и на "Оскаре": они фигурируют не только в списках иностранных картин, но и в числе сильных кандидатов на призы в главных номинациях, что с иностранными фильмами случается крайне редко. Так что легко предугадать, что без весомых Академических премий не останутся обе картины.

Грядущую церемонию вручения премии "Оскар" омрачил еще один скандал

Что касается российского участия в гонке за "Оскаром", то в последние годы ближе всех к победе был Андрей Звягинцев, чьи фильмы "Левиафан" и "Нелюбовь" попадали на финишную прямую. На этот раз, как считают многие наблюдатели, серьезные шансы могли быть у новаторской и при этом глубоко трогательной картины Алексея Федорченко "Война Анны", но российский "оскаровский комитет" предпочел ей заведомо проигрышный "Собибор" Константина Хабенского - прекрасного актера, но начинающего режиссера. Фильм отмечен всеми слабостями дебюта и не прошел даже в лонг-лист.

С перспективами на главный "Оскар" - за лучший фильм - ситуация, скорее, компромиссная. По принятым несколько лет назад правилам, число номинантов было доведено сначала до десяти, потом до восьми - и, как показала практика, "до кучи": две-три действительно сильных картины присыпаны горстью вполне безнадежных. В этом году, по олимпийскому счету, безнадежным могло бы считаться большинство, и разбираться теперь нужно в восьми оттенках серого.

Из фильмов на иностранном языке сюда попала только черно-белая "Рома", но я боюсь, что академики никогда не дадут главного "Оскара" "чужой" картине. Тем более, что "Рома" фигурирует еще в девяти (!) номинациях и вполне может получить премию, скажем, за режиссуру. В этом случае приз в номинации иностранных фильмов уйдет польской "Холодной войне" - и все останутся довольны.

Высоко котируется "Зеленая книга". Далеко не шедевр, но ровно тридцать лет назад фильм на ту же тему расистских предрассудков и даже с похожей фабулой "Шофер мисс Дэйзи" Брюса Бересфорда взял "Оскара", тоже не будучи вечнозеленым шедевром. Предвестий возможного триумфа у фильма много: три "Золотых глобуса", а главное, очень престижная премия Гильдии продюсеров, которая предсказывала будущую победу в шести-семи случаях из десяти. С другой стороны, появление фильма на экранах сопровождалось громкими скандалами, которые могут сказаться на решении академиков. Вигго Мортенсен на премьере картины позволил себе неаккуратно высказаться в адрес чернокожих и потом был вынужден приносить извинения. К тому же в основу фильма взят реальный случай, и семья Дона Ширли - персонажа, тонко сыгранного Махершалой Али, уже заявила о своем недовольстве вольностями сценаристов. Да и режиссерскую репутацию Питера Фаррелли не назовешь блестящей: шлейф "Тупого, еще тупее" будет за ним тянуться еще очень долго.

Почему фильм "Девочка" не попал в номинанты "Оскара"

К моему удивлению, много сторонников у "Богемской рапсодии" - мюзиклу о культовой группе Queen и ее фронтмене Фредди Меркьюри. На мой взгляд, это стандартно выполненный байопик без заметных художественных взлетов, и сыгравший главную роль Рами Малек озабочен, скорее, подражанием манере, нежели воплощением характера: он здесь более имитатор, чем интерпретатор. Против фильма могут сработать и актуальные, в свете движения #MeToo, обвинения режиссеру Брайану Сингеру в сексуальных домогательствах, на что Сингер ответил встречными обвинениями нападавшим в гомофобии. Большинство наблюдателей сходятся в том, что актерский приз возьмет Малек, и этим "Богемская рапсодия" удовлетворится. Что в присутствии работ Вигго Мортенсена ("Зеленая книга") и Уиллема Дефо ("Ван Гог. На пороге вечности"), с моей точки зрения,  было бы крайне несправедливо.

Много поклонников и у костюмной драмы-комедии "Фаворитка" Йоргоса Лантимоса, и она делит с "Ромой" место рекордсмена по числу номинаций - их тоже десять. Британская киноакадемия увенчала ее семью премиями, включая "Лучший фильм", а Оливия Колман получила "Золотой глобус" как лучшая актриса. Но на главного "Оскара" у фильма, думаю, мало шансов: он, конечно, свой, англоязычный, но, скорее, британский, а грек Лантимос никогда не входил в число фаворитов американского проката, и эти высоты ему еще предстоит завоевать.

Остальные фильмы я бы не рассматривал всерьез, но на безрыбье и рак рыба. Возьмем "Власть" Адама Маккэя - ученически дотошный байопик о бывшем вице-президенте США Дике Чейни. Кристиан Бэйл претендует на актерский приз, хотя его стоило бы отдать мастеровитым гримерам (так, возможно, и будет). Номинированные на премии режиссура, сценарий и монтаж, по-моему, не отмечены особой умелостью. К тому же пресса фильма, скорее, разгромна, а бокс-офис и вовсе неутешителен.

Мюзикл "Звезда родилась" тоже не отнесешь к достижениям в этом классическом голливудском жанре, он по всем параметрам уступает четырем своим одноименным предшественникам. Но это мое мнение, а вот американская пресса к нему предельно благожелательна, кассовые показатели тоже неплохи. Брэдли Купер в режиссуре дебютант, в номинанты не попал, в фильме заметна его неуверенность, и картина не взяла ни одной награды в призовой кампании киногильдий США. На "Золотом глобусе" и на церемонии Британской киноакадемии фильм получил премии только в музыкальных номинациях "Лучшая песня" и "Лучший саундтрек" соответственно. Я бы не считал его серьезным претендентом, но после того, как в американском многоопытном кино событием становился столь же беспомощный собрат "Звезды" по жанру - мюзикл "Ла-Ла-Лэнд" - готов допустить любую несуразицу.

Для чего нам смотреть фильм о трудностях девушек-мигранток в России

Боевик "Черная пантера" взял впечатляющий бокс-офис, что для коммерческого "Оскара" всегда немаловажно. Его наградила своим призом политкорректная Гильдия актеров, да и вообще первый в истории блокбастер о чернокожем супергерое знаменует некую веху в американском сознании, окончательную и бесповоротную победу над расизмом - все это тоже важно для "Оскара". Думаю, академики позаботятся о том, чтобы как-то поощрить принципиальную и для кино, и для нации тенденцию, но главного "Оскара" художественно бескрылому фильму все-таки, думаю, не видать.

Более весомый вклад в дело борьбы с расистским сознанием внес "Черный клановец" Спайка Ли - не случайно фильм фигурировал в номинациях почти каждой американской киногильдии. При этом картина бросает вызов не только расистам, но и вообще адептам нацизма, ибо в схватку с ними по сюжету вступают в единой связке чернокожий и еврей, - добротно сработанная авантюрная комедия с остроумным сценарием и яркими актерами. К тому же если Спайк Ли возьмет "Оскара", это будет первый случай в его карьере: он получал премию за вклад в киноискусство, но ни разу не номинировался ни как создатель лучшего фильма, ни как режиссер. С точки зрения торжествующей в Голливуде политкорректности это было бы справедливо.

При таком раскладе номинантов, согласитесь, любой прогноз столь же неутешителен, сколь и зыбок. Лично мне больше других нравится "Зеленая книга", хотя и в таком случае при одной только мысли, что это лучший фильм года, озноб проходит по коже.

Церемония вручения премий Американской киноакадемии состоится 25 февраля. "РГ" будет следить за процессом.

Мировое кино