27.02.2019 14:05
Культура

Маска, я тебя знаю: правомерно ли использовать карикатуры и маски на экране

Недавно в испанской прессе вспыхнуло обсуждение конфликтной ситуации, якобы произошедшей между Фондом "Гала-Сальвадор Дали", который управляет художественным наследием великого сюрреалиста, и создателями испанского сериала "Бумажный дом" (La Casa de Papel), спродюсированного Atresmedia совместно с Vancouver Media. В 2017 году права на сериал выкупил американский Netflix, который и сделал "Бумажный Дом" самым популярным неанглоязычным сериалом в мире. Сообщалось, что содержание "Бумажного дома" возмутило Фонд "Гала-Сальвадор Дали" настолько, что те приняли решение обратиться за юридической помощью.
Читать на сайте RG.RU

По сюжету сериала таинственный человек по прозвищу Профессор собирает команду для ограбления Королевского монетного двора. Преступная группа из 8 участников захватывает здание вместе с заложниками, планируя продержаться там не менее 11 дней, незаконно печатая банкноты. При этом преступники, отправляясь на дело, закрывают лица масками с гротескным изображением, в котором ясно угадываются черты лица знаменитого Сальвадора Дали, а именно - узнаваемый взгляд и закрученные усы.

Ассоциация IPChain обсудила развитие интеллектуальной собственности в цифровую эпоху

Высокая популярность сериала привела к скачку продаж аналогичных масок по всему миру. Маски стали хитом карнавалов и вечеринок на Хэллоуин, а знаменитости, среди которых футболист Неймар, появлялись в них в своем Instagram. Но кроме возросшей популярности "сериального" аксессуара имели место и случаи совершения преступлений людьми в подобных масках. Так, в Брюсселе двое злоумышленников в масках как в сериале "Бумажный Дом" угрожали ученикам средней школы огнестрельным оружием, а в Сантьяго, Чили и Буэнос-Айресе были зафиксированы ограбления банков "костюмированными" преступниками.

В прессе появились сообщения о том, что Фонд "Гала-Сальвадор Дали", созданный лично Сальвадором Дали в 1983 году с целью продвижения и защиты своего наследия, забил тревогу: руководство Фонда якобы предъявило правообладателям протест, потребовав прекратить эксплуатацию имиджа знаменитого сюрреалиста. Сообщалось, что по требованию Фонда Netflix изменил афишу сериала, убрав оттуда изображения героев в красных капюшонах и масках с характерными чертами. В новостях по теме говорилось, что правообладатели не считают себя обязанными просить у Фонда разрешения на использование образа художника, поскольку речь идет о карикатуре, а не о реальном изображении.

Инцидент всколыхнул общественность. Киношники, критики и юристы разделились на два лагеря: тех, кто заявлял о нанесении урона репутации каталонского художника и тех, кто подчеркивал комичность конфликта.

При этом сам Фонд "Гала-Сальвадор Дали" в ответ на запрос комментария развеял все спекуляции в прессе на эту тему: "Информируем вас, что нет никакого конфликта между Фондом и компанией Netflix. Мы всего лишь связались с продюсерами сериала для получения информации". Об этом в электронном письме сообщила официальный представитель Фонда Имма Парадо.

По словам госпожи Парадо, когда в Фонде заметили эту путаницу в испанских СМИ, то прокомментировали её следующим образом: "Фонд "Гала-Сальвадор Дали" управляет эксклюзивными правами на работы Сальвадора Дали и его персону. Памятуя об этом, любому, кто пожелает использовать какие-либо из этих прав, следует прежде получить разрешение Фонда. Если до нашего сведения дойдет информация о том, что какие-то из указанных прав были нарушены, мы попытаемся перенаправить ситуацию в конструктивное русло, потребовав узаконить использование прав".

Однако несмотря на некую преувеличенность заявления о конфликте Фонда, эксперты индустрии нашли данную тему волнующей и высказали свои предположения.

Учитывая, что Сальвадор Дали был человеком неординарным, сам бы он отнёсся к ситуации легко, считает продюсер, режиссёр и учредитель первого в России международного фестиваля веб-сериалов REALIST WEB FEST Антон Калинкин. "Мы живем в новой эре, где не потребитель идет за уникальным контентом, а контент идёт за аудиторией. Digital-мир меняется, и такой формат взаимодействия с молодой аудиторией является более эффективным. Нельзя говорить, что после эпизода с ограблением банка люди сразу ринутся за масками Сальвадора Дали совершать неправомерные действия", - комментирует эксперт.

Россия и Сингапур обменялись опытом управления в сфере интеллектуальной собственности

"Если бы в картине изначально была проведена сюжетная линия, связывающая биографию персонажа с преступными действиями, это было бы оскорбительно. Но мы встретились с другой ситуацией - это обычная карикатура, которая никак не связана с исторической личностью. Все, что представляет собой иронию и пародию без привязок к биографии, согласовывать совсем не обязательно", - считает Калинкин.

Похожего мнения придерживается актриса, режиссер, генеральный продюсер кинокомпании "Смена" и генеральный продюсер фильма "Хандра" Екатерина Голубева-Польди. "В кино часто используют образы известных людей. Например, в новом фильме режиссёра Алексея Камынина "Хандра" мы воссоздали на экране фигуру Андрея Тарковского", - рассказывает Голубева-Польди. - В нашей стране можно спокойно создавать пародии и карикатуры на произведение, и даже автор оригинала не вправе этому помешать. Однако если пародия порочит честь, достоинство или деловую репутацию автора, безусловно, он может защищаться в соответствии с конституционным правом".

Во избежание подобных ситуаций Екатерина Голубева-Польди советует кинематографистам использовать в титрах фразу "все персонажи являются вымышленными, любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно".

А вот сценарист Марина Собе-Панек занимает противоположную позицию, считая, что создатели сериала все же должны были получить разрешение на использование образа художника у Фонда "Гала-Сальвадор Дали".

"Я считаю, что сериал может нанести огромный ущерб репутации художника. У людей, мало знакомых с живописью, не обладающих критическим мышлением, после просмотра фильма в голове останется ассоциативная связка: Дали - ограбление. Впоследствии мозг сам досочинит историю (это особенность мышления) - раз грабители использовали именно маску Дали, значит, у самого художника что-то в биографии нечисто, Дали - вор", - считает сценарист.

Несмотря на то, что серьезность разногласий между создателями сериала и Фондом оказалась преувеличенной, вопрос защиты творческого наследия и использования образов известных персон в кино и искусстве остается актуальным. Экспертным мнением о юридической стороне вопроса поделился владелец юридической компании "Катков и партнёры", член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков: "В ситуации возможного конфликта между Фондом "Гала-Сальвадор Дали" и компанией Netflix нужно, во-первых, разобраться с требованиями Фонда. Таких требований может быть два: защита имиджа, чести и достоинства художника, а также незаконное использование образа Дали.

Насколько можно считать затрагивающим имидж, честь и достоинство подобное использование образа в сериале, определит закон. Весьма вероятно, что сторонам порекомендуют провести экспертизу. Из практики можно отметить, что в фильме "На гребне волны" грабители использовали маски президентов США, однако о наличии к ним претензий неизвестно".

Татуировка как произведение искусства: кто защитит права авторов

Как сообщил эксперт, согласно пункту 4 статьи 1274 ГК РФ, создание и использование пародии или карикатуры на основе оригинального произведения допускается без согласия автора (правообладателя) и без выплаты ему вознаграждения. Чтобы определить, какое изображение может быть признано карикатурным или пародийным, пояснил господин Катков, необходима экспертиза.

О юридических способах защиты от несогласованного воспроизведения "лица" в формате изображения, маски или диджитал-версии Павел Катков пояснил следующее: "Право консервативно и не зависит от среды, в которой используется объект интеллектуальной собственности. Способы охраны прав и их дальнейшей защиты остаются неизменными. Первый способ - надлежащее оформление прав на художественные произведения, объекты дизайна, иные визуальные или комбинированные объекты. Особое внимание следует уделить отчуждению прав у работников (служебные произведения, ст.1295 ГК РФ) и подрядчиков (произведения, созданные по договору подряда на создание РИД, ст.1296 ГК РФ). Второй способ - использование дополнительных способов охраны, защиты и фиксации: регистрация или депонирование в Роспатенте, или депонирование у независимых депозитариев. Единого глобального депозитария нет, но есть различные частные сервисы, работающие с каталогами разных стран мира. Один из самых известных российских депозитариев - n’RIS - цифровой профильный сервис создателей, владельцев и пользователей интеллектуальной собственности".

Подготовлено Ассоциацией IPChain

Мировое кино