Такое не повторяется
Вопрос о том, как обеспечить единственному в Черноземье театру оперы и балета достойное помещение, встал не вчера. Но до поры выглядел умозрительным - за неимением денег. В Год театра шансы добиться федерального финансирования выросли. Общественный совет при департаменте культуры одобрил было вариант "новое здание на старом месте". Краевед Павел Попов назвал это решение позором для Воронежа. Мнение разделили многие активисты.
Облик площади Ленина складывался с 1936 года, пояснил специалист по истории архитектуры Воронежа, профессор ВГТУ Геннадий Чесноков:
- Уже тогда предполагалось построить театр, и проект был вовсе не типовым, его выбирали на конкурсе. В 1939-м коробка на 1200 зрительских мест была построена. Театр должен был носить внеклассовый характер, поэтому в зале имелся только партер и амфитеатр. В годы войны в здание попала бомба, оно долго стояло за забором. Проект переработали, добавив бенуар, бельэтаж, балкон...
Здания на площади были согласованы по высоте и стилю. Разрушение ансамбля уже идет, напомнил эксперт: жилой дом слева от театра - творение известного архитектора Троицкого - разобрали. Взамен возведут новый.
- Да, строители будут стараться повторить то, что придумал Троицкий, но им это не под силу, - считает Чесноков. - Раньше работы вели качественно: если колонны - то колонны со всеми изысками классицизма. А что сейчас? Вспомните колоннаду в комплексе "Сердце города". Выглядит комично. Оперный театр - образец сталинского ампира. Это архитектура победы и достоинства, которой можно гордиться. Возможно, стоит признать театр памятником или придать площади Ленина статус достопримечательного места. Да, сохранение наследия - затратно. Но имидж города дороже.
Какие варианты?
В ответ на возмущение воронежцев департамент культуры... отредактировал текст на своем сайте, уточнив, что новое здание театра сохранит "классический облик". Не помогло. Заметку удалили. Губернатор Александр Гусев в интервью ТАСС примирительно сказал: задача - сделать театр оперы и балета современным, а "это не значит, что его кто-то собирается ломать". Строительство стоит 3,5 миллиарда рублей, реконструкция - 3,1 миллиарда, но после нее здание все равно не будет отвечать актуальным требованиям. "Было бы правильно построить новое здание, а старое использовать как музей или вторую сцену", но обсуждаться будут все варианты, добавил Гусев.
Идеи начали собирать несколько лет назад. Одни архитекторы предлагали "уйти" под площадь Ленина, другие - сделать пристройку в скверике справа от театра, третьи - перенести оперный на берег водохранилища.
- Это легче, можно сделать интересное по архитектуре и многофункциональное здание - например, с концертным залом, - пояснил доцент кафедры строительных конструкций, оснований и фундаментов ВГТУ Роман Ещенко. - Но там нет инфраструктуры. И эксперты говорят, что театру опасно менять "намоленное" место.
По словам губернатора, проектировать на новом участке можно, не дожидаясь одобрения на федеральном уровне. Для реконструкции старого здания потребуется поддержка минкультуры и временный перенос спектаклей в Воронежский концертный зал.
Старый или дряхлый?
Разногласий не вызывает одно: нельзя оставить все как есть. Трещины в стенах заметны невооруженным глазом. Отчасти это наследие послевоенного времени, когда Воронеж поднимали из руин.
- В дело шли половинки и четвертушки кирпичей, добытые при разборе завалов. Но дело не только и не столько в качестве стройматериалов, сколько в том, что в эксплуатацию здания не вкладывали достаточно средств, - подчеркнул Геннадий Чесноков. - Хотя к приезду высоких гостей ремонт делали.
Несущие конструкции здания специалисты обследовали в 2016-м, определили их состояние как ограниченно работоспособное.
- Срок службы инженерных систем тогда составлял 51 год. Они морально устарели. То же относится и к теплотехническим показателям ограждающих конструкций. Само здание или отдельные его системы аварийными не признавались, - сообщил директор театра Александр Арнаутов. - Основная проблема - недостаток площадей. Здание строилось под музыкально-драматический театр с труппой 129 человек. Сейчас - приспособлено под театр оперы и балета с труппой 260 человек (всего в штате их порядка 500).
Места не хватает для репетиций, производства и хранения декораций. Машинерия устарела. Пожелания театра до властей доведены.
"Как в Большом!"
В петиции люди просят "не вмешиваться" в облик здания и выполнить реставрацию.
- Нужна реконструкция с элементами реставрации, - уточнил Геннадий Чесноков. - Технологии позволяют укрепить здание, не трогая фасады и объемы. Проседает фундамент?.. Я не видел экспертного заключения на этот счет, но ведь и фундамент можно усилить. В Большом театре сцена опиралась на гнилые сваи, внизу была пустота. Проблему решили! Мало площадей - задействуйте подземное пространство. Там удобные кулуары, фойе, зал - было бы ошибкой делать все заново из "фанеры", как в нашем драмтеатре.
Проектировщики Воронежа и Москвы проработали различные сценарии. Можно, например, обойтись капремонтом и не менять конфигурацию зала. Но тогда расположение кресел не будет отвечать современным нормам, а если их выполнить, из 1073 мест останется около 600, объяснил технический директор института "Гипрокоммундортранс" Роман Ещенко:
- Как я понимаю, для города-миллионника нужен тысячный зал. Это важно и для приезжих исполнителей. Не хватает санузлов для зрителей, не обеспечена нормальная вентиляция и кондиционирование, нет гримерных и вспомогательного блока. Если здание просто отремонтировать, ему придется менять профиль.
Специалисты отмечают, что реконструкция "как в Большом театре" будет мало чем отличаться от сноса: "Все разобрали, кроме одной или двух стен. И то - потому что это памятник архитектуры. Наш театр им не является. Да, по оценке, реконструировать дешевле, чем строить с нуля. Но по факту - наверняка выйдет дороже. Куча всего всплывет при прокладке сетей..."
Какой сценарий ни избери, впереди месяцы "бумажной" работы. Воронежцы успеют посетить в старом здании не одну премьеру и доказать, что опера и балет им дороги не менее, чем сталинский ампир. В марте - первые показы "Спящей красавицы", в мае - лаборатория современной хореографии "RE:Форма танца", к сентябрю готовят "Снегурочку".
Ольга Скрынникова, ректор Воронежского института искусств:
- Театру оперы и балета как институции ничто не угрожает, вопрос прагматический - что делать со зданием. Коллеги и руководство театра говорят о том, что постройка требует модернизации. И здесь нужно положиться не на широкие массы и даже не на общественный совет, а на инженерно-технических специалистов. Их точка зрения до воронежцев не доведена, вот и поднялось волнение. Конечно, культурная жизнь должна быть сосредоточена в центре города, а он плотно застроен, концертные площадки активно используются. Понятно, что в случае реконструкции труппе придется временно переехать. Нужно четко сообщить, где и как будут идти спектакли. Может быть, и слушания проводить, но во главу угла ставить мнение "технарей".
Роман Ещенко, технический директор института "Гипрокоммундортранс":
- Старое здание театра мне тоже очень нравится. Но надо, убрав эмоции, ответить на вопрос: "Нам театр нужен или нет?" С тысячным залом, с нормальными условиями труда для артистов. Если да, то необходимо новое здание театра на этом месте или на другом. Этот вопрос должна решить общественность. На мой взгляд, на том же месте. В центре Воронежа не вижу других участков, где можно было бы возвести театр, обеспечив и функциональность здания, и транспортную доступность, и парковку. Можно воспроизвести привычный вид нашего оперного, только с увеличенными габаритами. Тогда внутри поместится зал-тысячник и репетиционный зал (он же малая сцена). В трех подземных этажах - склады для реквизита и парковка, сам корпус будет немного выше прежнего и смещен вправо (слева нужно оставить проезд для фур с оборудованием и декорациями). Придется "отрезать" от сквера метров десять по длине - ему все равно нужна реконструкция. Если грамотно демонтировать старые лестницы, мрамор и люстры - их можно также использовать.