Согласно статистике "Пассажиравтотранса", только за первое полугодие прошлого года "Подорожником" воспользовалось 23,3 миллиона пассажиров - прирост составил почти треть.
Первым, и самым основным, неудобством пассажиры считают необходимость активировать "Подорожник" в вестибюле метро: в специальном аппарате или кассе. Человек может удаленно пополнить свой баланс, но сразу же воспользоваться средствами - нет. И как быть людям, живущих в местах, где до метро нужно добираться с двумя пересадками на наземном общественном транспорте? Считается, что для них предусмотрены 30 аппаратов в гипермаркетах. Вот только 30 для многомиллионного Петербурга недостаточно.
Однако эту проблему сегодня начинают решать. С конца декабря 2018 года "Пассажиравтотранс" представил новую услугу в наземном транспорте: пассажир может активировать пополнение проездного, приложив его к терминалу для банковских карт и сразу же оплатить проезд.
Но и здесь не обошлось без нюансов: в Интернет пользователи выкладывают видеоотчеты о неудачной активации и сетуют, что операция занимает слишком много времени: в переполненном автобусе так долго стоять у валидатора просто неудобно.
Активация упростится - возможность произвести ее появится в общественном транспорте повсеместно. Возникает вопрос: а почему бы от нее и вовсе не избавиться? Производить оплату проездным подобно бесконтактной банковской карте? По словам руководителя проекта "Питертранспорт" Анатолия Хозяинова, сегодня это технически невозможно, так как система работает в режиме офлайн.
- Валидаторы и турникеты считывают информацию с карточек и на ее основе определяют, оплачен проезд или нет, а затем производят "гашение", то есть записывают информацию о проходе на карточку и списывают ресурс. Никакие серверы в момент совершения поездки не опрашиваются. Когда эта электронная система оплаты проезда (СЭКОП) проектировалась в 2007 году, онлайн-систем еще не существовало, а покрытие мобильной связи было недостаточным. Поэтому вышло так сложно. Сегодня идет разработка новой системы управления транспортом - КИСУ ГППТ, в рамках которой создается механизм проверки оплаты проезда с получением информации сразу с сервера, - поясняет эксперт.
Еще одним неудобством карты "Подорожник" является отсутствие личного кабинета: пользователь не может посмотреть все свои списания и проверить, сколько у него осталось средств, дистанционно. Бывает, что общая система дает сбой и списывает или отображает неправильное количество денег и оставшихся дней.
Другая ситуация, когда карта размагничивается. Тогда, чтобы произвести возврат средств, нужно было ехать в офис, писать заявление, ждать две недели и ехать по тому же адресу вновь - чтобы получить деньги. Примечательно, что если бы карта была потеряна, оставшиеся на ней денежные средства вернуть не удастся, так как она не была привязана к конкретному лицу.
Другой (редкой, но от этого не менее сложной) ситуацией, связанной с "Подорожником", является мошенничество в маршрутках. Водитель в этом виде транспорта должен сам выставлять стоимость поездки в ручном аппарате. Случается, что оплата существенно превышает реальную. А пассажир может об этом даже не узнать. Выход, как считают опрошенные эксперты, прост. В маршрутки нужно поставить один или два стационарных валидатора: это не только организует процесс оплаты, но и позволит водителю не отвлекаться от дороги, а лишь посматривать, чтобы пассажир приложил карточку к аппарату и на ней загорелся зеленый знак.
Проблему пытаются решать не только государственные компании. Не так давно в мессенджере Telegram появился бот, с помощью которого пользователи могли пополнять баланс, а держатели определенных типов карт - даже смотреть остаток. Но такая услуга не снискала популярности. Вероятно, люди ждут специализированного и удобного приложения: с личным кабинетом, пополнением, активацией и просмотром баланса - все в одном. Как сообщило корреспонденту "РГ" СПбГКУ "Организатор перевозок", подобное приложение разрабатывается в рамках создания уже упомянутого КИСУ ГППТ и будет представлено пассажирам до 2020 года.
Правда, по мнению экспертов, ждать, что когда-нибудь карта "Подорожник" и подобные ей "изживут" себя, не стоит: вряд ли создатели захотят делать пластиковый носитель цифровым и полностью перемещать его в телефон. Во-первых, в таком случае потеря или поломка устройства не позволит горожанину добраться даже до дома. Во-вторых, для подобной опции нужны телефоны со специальными чипами NFC.
А сегодня из всей линейки продаваемых в России устройств такими чипами оснащены лишь 23 процента.