Однако долго удивлять земляков Сергею не довелось: сотрудники ГИБДД усмотрели в конструкции авто несоответствие закону и отправили его на штрафстоянку.
Корреспонденты "РГ" встретились в Ставрополе с юным изобретателем (кстати, студентом электроэнергетического факультета аграрного университета) и узнали любопытные подробности.
Оказалось, что за историей с "шестеркой" стоит немалый опыт изготовления сельскохозяйственной техники. Дело в том, что Сергей вот уже пять лет собирает на заказ для фермеров фрезы для обработки почвы. В подростковом возрасте у талантливого парня родом из Невинномысска уже была своя мастерская, где он делал полезные в хозяйстве предметы и мебель. Однако пять лет назад юноша решил попробовать себя в роли конструктора в более сложной сфере.
А в свободное время он занимается автомобилями в арендуемом в Ставрополе гараже. Здесь все по-спартански: обязательная яма в центре, верстак у стены и набор инструментов, аккуратно разложенных по коробкам и органайзерам. А в углу стоит новенький плазморез - вещь дорогая, но незаменимая для мастера.
Он показывает фотографии, на которых к тракторам прикреплены агрегаты для обработки почвы.
- Вот, моя работа.
- И ты сам собрал все это? Здесь?
- Да, все необходимое есть. Пока у меня два-три заказа в месяц, но со временем думаю расширять производство.
Но тут в дверь постучали - пришли соседи по гаражному кооперативу.
- Привет, Серега! Вот, решил показать тебя друзьям, - с улыбкой здоровается мужчина.
- И что, ты точно сам эту "шестерку" сделал? - уже привычно для Артюшенко начинается очередной разговор...
Потом нам он признается, что ему в голову постоянно лезут "всякие безумные идеи". Эта была одна из них.
- Если честно, то я рассчитывал на то, что своей "шестеркой" произведу фурор. Но такой реакции, конечно, не ожидал, - улыбается мастер. - Теперь каждый день в соцсетях получаю до сотни писем. Большинство хвалят, поздравляют с успехом, а некоторые предлагают заняться совместными проектами. Но я отказываюсь, и так много работы, да еще и учеба.
Первое же появление на одной из улиц столицы края машины, которая едет вперед багажником, а водитель в полностью переделанной старенькой "шестерке" сидит сзади, на развернутом переднем пассажирском сиденье (а перед ним вынесенные сюда рулевое колесо и импровизированная панель приборов), не осталось незамеченным. Один из автолюбителей попросил остановиться и подробно расспросил об авточуде. А вскоре он опубликовал в социальных сетях видео встречи. С этого все и началось...
Сразу посыпались восторженные комментарии. Местным Кулибиным заинтересовались и в ГИБДД. Инспекторы быстро нашли Артюшенко и составили сразу три протокола: об административном правонарушении за движение задним ходом на перекрестке, за отсутствие страхового полиса, а также за несанкционированные изменения в конструкции транспортного средства.
- Со мной провели беседу, долго рассказывали, почему так делать не стоит. Много спорил, утверждая, что это только кажется, будто автомобиль так едет. В действительности я сижу лицом вперед, ведущие колеса тоже впереди. Но потом мою машину увезли на эвакуаторе. Проверили ее техническое состояние, трижды делали замеры. Но ничего не нашли - машина была исправной. Тем не менее она пока стоит опечатанной на штрафстоянке, - рассказывает Сергей.
Волна славы уже стала стихать, пока один из федеральных телеканалов, который сделал репортаж о Сергее, не выложил сюжет в "Твиттере" c подписью: "Как тебе такое, Илон Маск?" И тут же известный американский предприниматель Илон Маск, компания которого выпускает, в частности, электромобили Tesla, ответил, оставив комментарий на русском: "Ха-ха, офигенно". После чего известность захлестнула Сергея с новой силой, теперь уже на мировом уровне.
Затем Сергея пригласили в столицу, чтобы он повторил свой проект... за один день. Новая попытка также удалась.
- Эта "шестерка" осталась в Москве в качестве реквизита: я лишь доказал, что действительно все могу сделать сам. А вот свои "Жигули" все-таки хочется забрать со штрафстоянки. Ездить, естественно, на ней не буду: пусть стоит моим первым экспонатом возле гаража, - говорит Артюшенко.
По словам Сергея, управление единственного в своем роде авто ничем не отличается от обычного ВАЗ-2106. Да, салон развернут на 180 градусов, двери открываются в обратную сторону, а фары светят назад. Но ходовая часть осталась совершенно без изменений.
...А недавно Артюшенко купил старенькую грузовую "Газель", которую латает в свободное время. Причем на тенте автомобиля будет красоваться его "жига", как он называет свой ВАЗ-2106, а рядом тот самый комментарий Илона Маска.
- Чтоб все знали, с кем имеют дело, - смеется Сергей.
Этот комментарий, а точнее его американский аналог "And how do you like this, Elon Musk?", оставляют ко многим записям в социальных сетях. Сопровождают его изображениями необычных и часто диковинных и странных изобретений народной смекалки. Пристегнутая к трубе энергосберегающая лампа для защиты от воров, буксирующая электрокар "Волга", веник вместо дворника на машине - все это становится поводом добавить такой комментарий. Создатель Tesla ни разу не отвечал коллегам из интернета. Но только до истории с Сергеем Артюшенко. Теперь обиженные "избирательным" подходом американского бизнесмена умельцы из других стран начали переводить фразу "Ха-ха, офигенно!" на свои языки.
Игорь Шевченко, автомастер из Ставрополя:
- Технически сделать такое из авто не сложно, тем более что за основу был взят отечественный автомобиль. Да и каждый, кто занимается машинами, знает строение классики АвтоВАЗа. Сергей решил пойти по самому легкому пути и как бы развернул начинку автомобиля по отношению к кузову. Поэтому уникальных решений в этом проекте я не вижу. Однако времени такая работа займет значительно - много мелких процессов, а также требуются подъемники и кран, чтобы поднимать части авто. То, что он смог повторить это за один день уже в Москве, - достижение, но очевидно, что ему помогала команда специалистов. В одиночку такое провернуть в столь сжатые сроки не получится.
"Шестерку", которую собрал Артюшенко, скорее всего, не получится зарегистрировать. Во всяком случае, в ГИБДД Ставрополья в этом не сомневаются, да и сам Сергей не намерен делать такой попытки.
А что требуется, чтобы, к примеру, узаконить автомобиль с не такими кардинальными изменениями?
Как рассказали корреспонденту "РГ" в краевой Госавтоинспекции, еще до начала всех работ необходимо пройти предварительную техническую экспертизу в специализированной лаборатории. Затем можно отправляться в автосервис. Причем сделать все это в своем гараже не получится, так как потребуется пакет документов о проведенных работах. Затем следует обратиться все в ту же организацию, где автомобиль проверялся в первый раз: там должны подтвердить, что безопасность транспортного средства соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза. И только тогда можно отправляться в ГИБДД, где вправе узаконить все изменения.