Пора задуматься
Многие читатели даже не догадываются, откуда взялось такое название и что оно значит.
- В словаре Владимира Ивановича Даля есть понятие "человек-колокол", он его объясняет как "разглашатель вестей", - поясняет Юрий Васильевич. - И я поначалу хотел дать название "Суздальские колокола", но решил, что это слишком в лоб. Вспомнил строки из старинного романса "как много дум наводит он" - о ностальгии о прошлом. Подумал: поскольку газета печатается вечером, пусть будет "Вечерний звон".
В жизни Белова были учеба на факультете иностранных языков пединститута, работа по распределению в школе далекого колымского поселка, армейская служба на Камчатке. А в Суздале работы учителю английского языка не нашлось. По совету товарища пошел в экскурсоводы.
В 70-е годы древний город стал Меккой не только для туристов, но и для деятелей культуры и искусства, и каждая новая знаменитость, приезжавшая сюда, попадала в поле его зрения.
Решающим стал юбилей Суздаля в августе 1974 года, на который приехало много гостей. К одному из них, актеру и режиссеру Владимиру Басову, Юрий Васильевич обратился с просьбой: "Я бы хотел с вами побеседовать". В сентябре это интервью опубликовала областная газета "Призыв", а сам автор пожалел, что не смог предложить к нему фотографию. Решил: надо учиться фотоделу!
Как только знакомая сообщила, что в магазин поступили "Зениты", он купил свой первый фотоаппарат. А вскоре дебютировал в областной газете с авторской фотографией народного артиста СССР Евгения Евстигнеева.
- Недавно составил список знаменитых людей, которых фотографировал. Получилось 530 человек, - уточняет Белов.
Ему позировали И. Ильинский, М. Ульянов, И. Смоктуновский, С. Рерих, С. Рихтер, Е. Светланов, И. Моисеев, А. Цветаева, Л. Леонов, И. Тальков, О. Даль, О. Видов, А. Пугачева, М. Эсамбаев, Ф. Феллини, С. Лорен, О. Шариф, В. Редгрейв... И многие из его фотографий не залежались в архиве.
Все по бартеру
Наступил момент, когда Юрий Белов решил превратить увлечение в профессию. К сожалению, Суздаль расположен слишком близко от Владимира, а региональные газеты брали в собкоры живущих далеко от областной столицы.
Но все же ему повезло. В 1990 году вышел закон о печати, дающий право учреждать газеты самим гражданам. И Юрий Белов стал одним из первых в области, кто решил воспользоваться этим правом. Конечно, не без сомнений. Сначала попытался опереться на поддержку областного Фонда культуры. И получил ее. Но в ходу был бартер. А у фонда не было ничего, что бы могло заинтересовать производителей супердефицитной газетной бумаги...
Посоветовался с другом детства Лордом Кручининым, а тот говорит: "А зачем во Владимире учреждать, давай в Суздале, в горисполкоме. У местных скупим огурцы и повезем в Сыктывкар".
Правда, до огурцов дело не дошло, но бартерная цепочка оказалась довольно длинной. Знакомый дачник директор одного из московских институтов бесплатно привез три рулона тонкой билетной бумаги, лежащей у него без дела. На складе в местной строительной организации поменяли ее на большой рулон писчей. И наконец, произвели ее обмен на рулон газетной универсальной бумаги с владимирским издательством.
Но на этом трудности не закончились. Областная типография печатать отказалась - очень много заказов. Узнал, что принимает заказы Орехово-Зуевская межрайонная типография. Но для печати в цвете требовались краска и пластина для цветоделения. Купил их в... Тепличном комбинате.
С первым номером у Белова вышел казус. Доверился опытным коллегам. Те сказали, что меньше 20 тысяч выпускать невыгодно.
- Напечатал 20 тысяч экземпляров и ужаснулся. Куда их девать? Ведь население Суздаля всего 12 тысяч! Сложил весь тираж дома на террасе и стал думать, что делать, - вспоминает Юрий Васильевич.
На фестивале "Вьюговей-91" в московском парке Горького впервые открылась колокольная ярмарка. Новая газета была созвучна ему по названию, и новоиспеченный издатель присоединился к знаменитым суздальским звонарям Валерию Гаранину и Юрию Юрьеву и отправился в столицу со своей печатной продукцией. Там к нему подошла группа из Кореи и очень удивилась, когда узнала, что тираж суздальской газеты почти в два раза превышает население Суздаля.
Искал и другие способы распространения: в электричках московского и горьковского направлений. И даже в бане! Пока люди сидят, ждут своей очереди - пусть читают. А художественному училищу предложил сто экземпляров в обмен на свою бесплатную экскурсию.
Полностью освободить веранду от первого номера удалось только через полгода. Но это издательскую деятельность не остановило. За первый год Юрий Белов выпустил еще 11 номеров тиражом три-пять тысяч экземпляров и объемом четыре полосы.
Но очень скоро и их оказалось мало. Ближайший выпуск, посвященный Марине Цветаевой, напечатал на шести полосах. Обычным же форматом "Вечернего звона" стали восемь полос А3.
Успешный менеджер
Первый номер "Вечернего звона" был выпущен на собственные средства. Встал вопрос: "А где взять деньги на выпуск второго?" Предложил стать издателем своей газеты народному депутату СССР, директору Владимирской мебельной фабрики Анатолию Филипповичу Петренко. Пообещал: буду писать и о вас. Заключили контракт. Белов выписывал счет в типографии, Петренко накладывал визу - оплатить! Оплачивались только полиграфические расходы. Самому же автору не полагалось ни копейки: что продашь - то твое. Заработать можно было, только продавая газеты, а это адский труд.
Контракт с мебельной фабрикой закончился в 2000 году, надо было искать другие источники дохода.
Спонсорами культурно-исторического издания были и Суздальский турцентр, и Владимирская станция юннатов, и даже местная пожарная часть.
- Ехал как-то с ее директором. Пожары в Суздале были явлением нередким, а с учетом нынешней дороговизны земли приобрели детективно-криминальный оттенок. Предложил целый номер газеты посвятить этой теме в историческом разрезе, - вспоминает Белов.
Каждый номер стал для Юрия Васильевича экзаменом не только на литературное мастерство, но и на способности менеджера. А они у этого скромного и даже застенчивого суздальца, как ни удивительно, оказались на высоте. И газета выстояла. Вот что делает с человеком идея!
Из газеты - в книгу
Были и своеобразные рекорды. В 1994 году номер, посвященный поэту-песеннику Алексею Фатьянову, вышел 16-полосным. В 2000 году увидел свет номер "Вечернего звона" в честь двух юбилеев - 200-летию со дня кончины А. В. Суворова и 300-летию Суздальского пехотного полка, которым командовал великий полководец. И юбилей воинской части по инициативе издателя широко отмечался в Суздале. За 2006 год Юрий Белов выпустил 13 номеров. А в 2007 году газета под номером 70 вышла тиражом 50 тысяч. Ее заказчиками стали Общество охраны памятников культуры и истории и партия "Справедливая Россия". И за свой литературный и редакторский труд издатель впервые получил зарплату.
Последний 151-й номер частной газеты, увидевший свет 30 декабря прошлого года, Юрий Белов полностью посвятил столетию Александра Солженицына. Как всегда, читателей ждали на полосах газеты интересные открытия. Статья о писателе знаменитого реставратора Саввы Ямщикова "Человек, которого никто не смог сдвинуть с пути". Воспоминания о своем учителе математики его бывшего ученика из Мещерской глубинки Сергея Фролова. Рассказ самого Юрия Белова о том, как Александр Исаевич приезжал в Суздаль на велосипеде. И полосный фоторепортаж об одном дне писателя - первое сентября 1994 года, - проведенном после возвращения на Родину в Гусь-Хрустальном районе. Ну а чтобы не говорили, что газета живет один день, по материалам ее публикаций Юрий Васильевич Белов подготовил книгу.
Александр Карпилович, председатель Союза журналистов Владимирской области:
- Полагаю, суздальский журналист Юрий Белов никогда не претендовал на особую роль хранителя мифов и легенд древнего Суздаля, хотя ему это вполне по силам. Юрий Васильевич придумал собственную историю: всю свою творческую жизнь он снимает фото- и кинохронику о том, как снимают кино в Суздале. И пишет о людях, которые однажды приехали в этот тысячелетний русский город и навсегда попали под его патриархальное очарование. Белов взял на себя смелость вести суздальские дневники легендарных кинематографистов, художников, писателей, артистов. И у него не просто получилось, он стал их полноправным соавтором.