15.03.2019 10:31
Общество

Академик Красников: Дела Жореса Алферова остаются для нас маяком

Текст:  Алексей Дианов Александр Емельяненков

Сегодня, 15 марта, выдающемуся ученому и организатору науки, лауреату Нобелевской премии по физике Жоресу Ивановичу Алферову исполнилось бы 89 лет. Близкие, коллеги, ученики готовили к этому дню поздравления и подарки. Но увы - в первый день марта академика Алферова не стало.

/ Евгений Биятов/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Его похоронили на мемориальном кладбище в поселке Комарово под Петербургом. И теперь дорога к Жоресу Алферову - та же, что и к Анне Ахматовой, Сергею Лихачеву, Даниилу Гранину.

Самую первую из своих наград - орден "Знак Почета" - будущий академик и Нобелевский лауреат, а тогда еще младший научный сотрудник одной из лабораторий ленинградского Физтеха Алферов получил за разработку транзисторов и силовых германиевых приборов для первых советских АПЛ. Это было ровно 60 лет назад - в 1959 году.

Жорес Алферов был гигантским мостом между Беларусью и Россией

Родившийся за год до этого в Тамбове Геннадий Красников принадлежит к другому поколению ученых. Но у него и академика Алферова оказались во многом совпадающие взгляды на перспективы развития общего для них мира электроники.

Сегодня академик РАН Геннадий Яковлевич Красников - генеральный директор НИИ молекулярной электроники (НИИМЭ, Зеленоград) и руководитель приоритетного технологического направления в области микро-, наноэлектроники и создания отечественной компонентной базы. Именно его мы попросили поделиться оценками и воспоминаниями в день рождения Жореса Алферова.

- Я познакомился с Жоресом Ивановичем еще в 80-х годах, а с начала 90-х мне посчастливилось более плотно взаимодействовать с ним по многим вопросам. Он был многоплановым человеком и все эти годы - до самых последних дней - остро переживал за состояние нашей электронной отрасли. Не только за исследования в области микро- и наноэлектроники, но и за машиностроение, материаловедение, производство, разработку новых технологий, постоянно излагал свои мысли о возможностях и перспективах развития.

Его знали как прекрасного популяризатора науки: он проводил Нобелевские чтения, приглашал выступать в свой университет нобелевских лауреатов. Но Жорес Иванович еще был очень значим как коммуникатор. Он соединял лучшие зарубежные научные школы с российскими учеными, в том числе для развития Фонда "Сколково". Как сопредседатель Консультативного научного совета Фонда он был инициатором выездных заседаний в Америке, в Германии, в Израиле, почти во всех странах СНГ. И везде, где мы рассказывали о наших достижениях, находили совместные проекты с зарубежными учеными.

Конечно, в последние годы самым значимым делом для него был Санкт-Петербургский Академический университет, история которого началась в 1987 году с Физико-технического лицея, основанного сотрудниками ФТИ им. А. Ф. Иоффе. Жорес Иванович сделал важное и благородное дело: создал уникальное образовательное учреждение, где готовят высшие кадры для науки, дал нашей молодежи правильный вектор развития. Из стен этого университета вышло 65 лауреатов международных олимпиад, более ста человек стали кандидатами и докторами наук, а один из его учеников избран член-корреспондентом РАН.

В Петербурге увековечат память Жореса Алферова

До последних дней его жизни мы обсуждали с Жоресом Ивановичем научные проблемы: он постоянно искал направления исследований, где можно добиться синергетического эффекта. Его очень захватывала идея объединить возможности материалов группы A3B5 и кремниевой микроэлектроники, то есть создать на кремнии гетероструктуры на основе нитрида галлия, арсенида галлия. Мы четко видели возможность прорывных достижений от объединения таких мощных направлений. Он специально закупил технологическую установку молекулярной эпитаксии для проведения исследований в этой области.

К сожалению, эта работа осталась незаконченной и сейчас становится вызовом для его учеников. Нам нужно обязательно решить эту проблему, так как в перспективе это направление может быть новым технологическим прорывом.

Жорес Иванович ушел из жизни, оставив нам свои незавершенные дела, которые теперь становятся и уже стали своего рода "маяком развития" для его учеников и первоочередными задачами для российского научного сообщества.

Утраты