Легендарный Кременчугский автомобильный завод мог получить другое название. В этом случае на капотах его знаменитых грузовиков красовалась бы эмблема КАЗ или… УАЗ. Об этом интересном факте написал сайт КрАЗа.
Предприятие в Кременчуге было основано в 1958 году на базе действовавшего в Полтавской области мостового завода. Чтобы собрать первые большегрузные автомобили, в Кременчуг, как это было принято в СССР, направили более трехсот специалистов с других автозаводов страны. Еще 150 человек, наоборот, послали на производственную практику, а свыше 2 тысяч работников обучали на месте.
На самом высоком уровне было принято решение начать производство грузовиков с перелицованных ЯАЗ-210, выпускавшихся с 1951 по 1958 год в Ярославле. А вот название новой автомобильной марки выбирали демократическим методом. Для этого объявили конкурс - на лучший заводской знак, который предполагалось разместить на радиаторной решетке автомобиля.
Всего на суд комиссии была представлена 21 работа. И среди наиболее интересных вариантов оказались наименования "Автозавод "Украина", "Днепр", "КАЗ" или… "УАЗ" (Украинский автозавод). Парадокс, но к тому времени последние две марки уже существовали в Союзе. КАЗами называли грузовики Кутаисского автозавода (Грузия), а УАЗы как раз в том же 1958 году стали выпускать в Ульяновске (до этого времени там делали ЗИСы и ГАЗы).
Как бы то ни было, но на одном из чертежей, представленных на сайте КрАЗа, есть знаки "КАЗ" и "УАЗ", под которыми размещается слово "Кременчуг". Впрочем, победителя конкурса так и не определили - участники якобы не выдержали условия. А к апрелю 1959-го заводчане собрали два первых самосвала под индексом 222, и на их капотах появилась эмблема "КрАЗ" в цветах флага Украинской ССР. Этот шильдик был актуальным следующие 30 лет, а о том, что КрАЗ мог стать УАЗом благополучно забыли.
В настоящее время завод производит, в основном, коммунальную технику и военные автомобили.